Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
30 сентября 2021, 18:41

Михайловский театр привез в Москву одну из ранних опер Чайковского «Опричник»

Большая премьера в Москве. Оперу «Опричник» называют блокбастером на сцене. Ей уже насладился Петербург, а теперь постановку привезли в Москву. История на все времена, превращенная в музыку великим Чайковским, и когда-то незаслуженно забытая. Любовь рвет сердце на части, и незаметно в душе поселяется тьма. Чтобы рассеять ее — придется заплатить самую высокую цену.

Если по коридорам театра вальяжной походкой разгуливает русский князь, значит, на сцене «Опричник». Так называется опера Чайковского, которая переносит зрителей во времена Ивана Грозного. Жесткие нравы, но люди такие же, как и мы. Их терзают муки выбора, ослепляет власть, а любовь толкает на безумия.

В центре сюжета история молодого боярина Андрея Морозова, влюбленного в прекрасную Наталью. Но ее отцу, жестокому опричнику, этот союз не по душе. Он пытается лишить юношу всего. Желание мести отравляет. И вот уже темная сила засасывает и самого Андрея. Ради достижения своих целей он тоже вступает в ряды опричников.

«Безнаказанность и вседозволенность человека сразу же разрушают. Его вот эта исключительность, когда он хочет уподобиться какому-то совершенно несвойственному для человека статусу, это его разрушает изнутри. И, собственно, в опере мы этот феномен разрушения личности главного героя и наблюдаем», — поясняет режиссер Сергей Новиков.

Это одна из самых ранних опер Чайковского. И несмотря на то, что первые показы прошли с невероятным успехом, сам композитор считал ее неудачной. И даже запрещал печатать партитуру, пока не сделает новую редакцию. Над ней он продолжал работать до конца жизни, но так и не успел закончить. Версия Михайловского театра основана на его последних записях в дневниках.

«Мы, конечно, постарались, безусловно, эту оперу представить для XXI века, то есть, конечно, чуть-чуть мы сделали какие-то купюры, но они связаны именно с какими-то повторами, весь музыкальный материал в опере оставлен, и самое главное, это ускорило драматургию, какие-то обнажило более мощные драматичные струны», — рассказывает главный дирижер Михайловского театра Александр Соловьев.

После смерти композитора «Опричника» почти забыли и предпочитали ставить его более известные оперы — «Евгения Онегина», «Пиковую даму». Так что даже исполнители главных ролей свои партии раньше не слышали. Впрочем, Чайковский здесь узнается с первых нот.

«Первая ариоза, которую я пою как народную песню, она мне напоминает даже романсы Чайковского в будущем. В этой опере как раз можно найти очень много элементов и из балета, и его романсовые какие-то вещи, и «Спящую красавицу» тоже напоминает балет, и в дальнейшем «Пиковую даму», — отмечает солистка Валентина Феденева.

Золотые кубки и пир горой. Почти весь реквизит воссоздан по предметам быта XVI века. В декорациях тоже совсем нет условностей — зрители увидят и православные фрески, и русский терем.

Общая масса декораций почти 15 тонн. И чтобы перевезти все это из Петербурга в Москву, понадобилось несколько десятков коробок и три огромные фуры.

Много места заняли и костюмы. Они словно со страниц русских сказок. Все эти кафтаны, платья и накидки художники создавали по историческим эскизам.

Работа над спектаклем заняла у труппы Михайловского театра почти 2,5 года. Каждая сцена — визуальное совершенство, которое только подсвечивает тьму в душах персонажей. И чтобы эта тьма рассеялась, им придется заплатить самую высокую цену.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей