Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
6 марта 2022, 23:30

Европейский бизнес «выстрелил себе в ногу», приняв решение уйти с российского рынка

Ну а чем санкции обернутся для тех, кто их вводит? На этой неделе первые лица мирового бизнеса, казалось бы, взрослые люди, как под копирку выпускали заявления: «Они приостанавливают работу на российском рынке». В Сети некоторые тут же начали обсуждать: как жить без Ikea, Nestle, H&M. Даже Disney решил, видимо, наказать российских детей — просто за то, что вооруженные силы нашей страны обеспечивают ее безопасность. Впрочем, аналитики говорят: уйти легко, а вернуться трудно.

- Подорожало на одну треть за неделю. Если надо ехать, то ничего не остается, как покупать. Это невероятное подорожание.

Бензин в Германии после введения санкций против России подорожал так, что многие немцы, уже задумываются ставить машины на прикол. Цена бензина в пересчете на рубли кое-где уже 240 рублей.

- Очень, очень дорого. Бензин на данный момент очень, очень дорогой, дизель тоже и нефть. Все очень дорого.

И ведь Россия не прекращала поставки. На заправках в США немного полегче, но цена все равно огромная: 6 долларов за галлон. Это примерно 150 рублей за литр.

- Я в жизни не видела бензин по шесть долларов за галлон! Я думаю, мы все на грани какого-то финансового краха, чем хуже будут дела в России, тем дороже будет наш бензин!

Надо сказать, что в отличие от американцев, чей товарооборот с Россией почти в 10 раз меньше, чем у ЕС, европейцам придется оплачивать санкции из своего кармана по полной программе.

Э. Макрон, президент Франции: «Наше сельское хозяйство, промышленность, ряд секторов экономики страдают и будут страдать. Либо потому что зависят от базовых материалов, которые закупают в России или на Украине, либо же потому, что экспортируют товары в эти страны. Это неизбежно скажется на экономическом росте Франции».

Макрон как будто извиняется перед французами. А ведь это только начало.

Олег Матвейчев, политолог, депутат ГД РФ: «В частности, бегство капитала из Европы идет в Америку, пострадавшей от санкций и контрсанкций будет Европа. Растерзанная будет в ситуации не то что конкурента какого-то, а они вынуждены будут идти на поклон за деньгами к Америке, у них и так долги выше 100% ВВП в среднем по странам Евросоюза, будут 200%».

Кажется, до некоторых политиков в Европе уже начинает доходить, что происходит. Вот что бывший министр промышленности Италии и нынешний министр по евроинтеграции Паоло Савона написал в своем Твиттере: «Я был убежден, что санкции введены против России, до тех пор, пока не заехал на бензоколонку».

Цены на газ в Европе бьют все рекорды. Их мог бы остановить «Северный поток». Но его сертификацию заблокировали. Хотя в Европе стыдливо признали, что нельзя отключать каналы для оплаты за российское топлива, это не спасло. В эту пятницу цена газа достигла 2400 долларов за тысячу кубометров.

А это значит, небогатая европейская семья с доходом около 2 тысяч евро, потребляя хотя бы 300 кубометров газа в месяц, платит за это больше трети своего бюджета. И ведь вероятность того, что цена на газ будет расти, и дальше очень велика.

Между тем Международное энергетическое агентство презентует доклад под названием «Как Европа может существенно сократить импорт природного газа из России за год». Здесь надо отметить, что российский газ в потреблении Европы по разным оценкам занимает долю до 40%.

Алексей Гривач, заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности по газовым проблемам: «Самое важное в этом плане, что эксперты МЭА признают, что быстро и хотя бы относительно безболезненно избавится от российского газа в энергобалансе Европы невозможно. Это сопряжено с большими издержками, с большими, и все равно растянется на несколько лет».

Суть одного из пунктов доклада сводится к тому, что европейцам предлагают привыкать к прохладе у себя дома, отмечая, что понижение температуры в квартире на один градус сэкономит Евросоюзу 10 миллиардов кубометров газа в год. В Европе уже всерьез говорят о повсеместном возвращении к углю.

Роберт Хабек, глава Минэкономики ФРГ: «Мы видим, что цены на энергоносители очень высоки по сравнению с докризисным уровнем, электроэнергия на 130% дороже, чем до военного кризиса. Газ дороже на 100%, уголь дороже до 200% и нефть более чем на 35%».

Мало того, при таких ценах на углеводороды и электричество, многие европейские производства становятся попросту нерентабельными, потому что продукция при таких ценах становится баснословно дорогой. Это удар по европейской металлургии, станкостроению, авто-, авиастроению и другим энергоемким производствам. Выигрывают от этого только конкуренты, и в первую очередь США. Так и хочется перефразировать расхожую у нас шутку про мышей и кактус — европейцы мерзли, плакали, но продолжали отказываться от дешевого российского газа. И ведь это далеко не все. После того, как ЕС запретил входить нашим кораблям в его порты, возникла угроза дефицита зерна в ЕС.

Олег Матвейчев, политолог, депутат ГД РФ: «Россия номер один поставщик пшеницы стала за последнее время, и не только, кстати, пшеницы, ряд других зерновых культур мы тоже поставляем. Если это все уйдет с рынка, а это в один момент не заместится, это, конечно, огромный рост цен для европейцев. Тоже опять-таки у них продовольствие всегда было дорогим, станет еще дороже».

И сомнений в этом все меньше, учитывая, что внешние поставки зерна России и Украины — это 30% зернового экспорта в мире, причем украинские поставки в ближайшее время по понятным причинам под большим сомнением. Из-за закрытия портов ЕС может пострадать и его сельское хозяйство — наши корабли с калийным удобрением скоро поплывут к другим потребителям. И здесь не стоит забывать, что многие собственные заводы удобрений в Европейских странах встали еще осенью из-за дороговизны газа. Так что уже скоро европейские фермеры столкнутся дефицитом удобрений, а потребители с ростом цен на фрукты и овощи. Ответное на санкции закрытие российского воздушного пространства, доставит немало проблем европейским авиа перевозчикам.

Павел Данилин, публицист, журналист: «Гораздо дороже для них обходить нашу территорию, просто намного дороже обходить нашу территорию, ведь полеты в Соединенные Штаты Америки, полеты в страны Юго-Восточной Азии, полеты в Японию, они как раз проходили через нас. А теперь, чтобы пролететь в Японию, придется делать серьезнейший облет России».

И вот полет из Франкфурта-на-Майне в Токио. Прежде по кратчайшему маршруту через небо России — около 13 часов. Теперь облет по азиатскому маршруту — на 6 часов дольше. А по северному маршруту, через Анкоридж, и вовсе на 8-9 часов.

Именно по этой причине на этой неделе финская авиакомпания Finnair объявила о резком сокращении персонала: «Обход воздушного пространства России значительно увеличивает время полета в Азию, и таким образом выполнение большинства наших пассажирских и грузовых рейсов в Азию экономически нецелесообразно и неконкурентоспособно».

Похоже, от такого сегодня не застрахован ни один европейский авиаперевозчик. Как говорится, на каждую санкцию найдется контрсанкция. Так, Россия крупнейший экспортер титана и металлов палладиевой группы, без которых сегодня невозможно производить высокотехнологичную продукцию. И если мы эти поставки перекроем, то это лишь пойдет на пользу нашим разработкам. А уже Роскосмос отказал Британской компании One Web, которая создавала космическую сеть интернета в запуске спутников российскими носителями.

Дмитрий Рогозин, глава Роскосмоса: «Ну я думаю, что компания One Web де-факто банкрот. Вчера я слышал какой-то жалкий лепет со стороны их представителя о том, что они могут пересесть на европейские ракеты. Но у европейцев нет таких ракет. У них есть ракета «Ариан-5», это французская ракета тяжелого класса, которая не способна работать вместе с разгонным блоком».

Пуски остановлены на космодроме «Кура» во французской Гвиане. Да и американцы, по словам Рогозина, могут теперь летать в космос хоть на метлах, Роскосмос больше не будет поставлять двигатели для космических кораблей и обслуживать те, что уже продал. Пострадают и компании, которые приняли решение покинуть Россию, а ведь эту долю рынка они могут потерять навсегда. Свое производство в России европейцы создавали много лет. Такие как, например, шведская Ikea, у которой заводы в Москве и Санкт-Петербурге.

Олег Матвейчев, политолог, депутат ГД РФ: «А ведь ее потом обратно не вернуть. Если человек купит другую мебель, другие машины, какие-то другие гаджеты в конце концов, да он же потом не перейдет за 5 минут обратно к европейцам».

И вот уже кабмин Франции посоветовал французским компаниям не торопиться покидать российский рынок. Об этом сообщила в субботу газета Figaro со ссылкой на участника совещания в Елисейском дворце.

Читайте также: