Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
«Я не мечтала о любви. И выйти замуж не мечтала». Ларисе Гузеевой — 65. Эксклюзивное интервью актрисы и телеведущей
Видеоматериал © Первый канал, АО
23 мая 2024
О своем детстве, мечтах, любви, актерских удачах и неудачах и романе с телевидением, актриса рассказала писателю, ректору Литературного института имени Горького — ведущему подкаста «Жизнь замечательных» Алексею Варламову.
Смотрите подкаст «Жизнь замечательных» с Ларисой Гузеевой в 00:10 в эфире Первого канала

О мечтах

Я родилась и росла в то время, когда все молодые о чем-то еще мечтали. Сейчас этого почти нет, за мечтой никто не гонится — ни на север, ни на юг, ни в столицу. Сейчас у детей и подростков мечты онлайн. Никто не летит куда-то, чтобы себя попробовать, испытать. Мало таких историй.

Я не мечтала о любви. И выйти замуж не мечтала. Я мечтала жить с мамой. Представляла, как я перевезу маму к себе, у меня будет комната в коммуналке, я разделю шкафом комнату пополам — с одной стороны она будет жить, с другой — я. Ни о принцах, ни о замужестве, ни о детях я не грезила. Может быть, поэтому они поздно у меня появились. Я мечтала стать артисткой. 

О том, почему Ленинград и ЛГИТМиК, а не Москва и «Щука»

О чем мечтает девочка из провинции? Конечно, о Москве. Питер изначально не потряс меня. Я смогла оценить его, только повзрослев.

Я поступала к Юрию Васильевичу Катин-Ярцеву в «Щуку» и прошла все туры. Практика была такая: поступали сразу везде — и во ВГИК, и в Щепкинское… да куда получится. Пройдя туры у Катина-Ярцева, я поехала в Ленинград и прошла туры у Владимира Викторовича Петрова, у которого я потом училась, и у Агамирзяна. На что Владимир Викторович мне сказал: «Будешь бегать туда-сюда, не поступишь никуда».

Но наступали общеобразовательные экзамены в Щукинском, и мне нужно было ехать. Я была не очень сосредоточенная и внимательная девушка. Перед поездом я пошла в блинную, у меня было целых 25 рублей. Я дала деньги, взяла блинчик, забрала железную сдачу и поехала на вокзал. На вокзале я поняла, что денег у меня нет, я забыла 24 рубля в том кафе.

Время у меня было, я вернулась и подошла к кассирше. «Совсем недавно была у вас, — говорю ей. — И дала вам 25 рублей. Вы мне вернули мелочь, а рубли нет». Она посмотрела на меня и сказала: «Иди отсюда». «Клянусь вам, вы мне дали блинчик и 70 копеек сдачи. Но вы не отдали мне 24 рубля» — я думала, она помнит и переживает из-за этого. «Вон отсюда пошла, иначе я сейчас вызову милицию». Это был мой первый удар. Я поплакала и ни на каком поезде в Москву не уехала, осталась в Ленинграде. У меня не было денег ни на что, даже на телеграмму. Но это был знак – я поступила в ЛГИТМиК к Петрову. 

О бедности и богатстве

Я не кокетничаю, но я не была продвинутой девочкой. Всего боялась, вокруг были дети великих — Илона, дочка Пьехи, Наташа — дочка Колкера и Пахоменко, Ваня — сын балерины Осипенко. Я робела и очень стеснялась бедности своей. Но я была модной. Одевалась со школы лучше всех. Мама от бедности шила. Ну, и я была ничего себе внешне — длинные волосы, короткие юбки. Я стеснялась именно безденежья. Мне казалось, что я не могу с однокурсниками куда-то пойти, потому что — где они и где я.

«Сайгон» (кафе, где была тусовка героев андеграунда и творческой интеллигенции) на углу Литейного и Невского для меня открылся, когда я «оперилась» — курсе на третьем, наверное. И тогда я познакомилась с Курехиным.

О студенческой жизни

У меня был однокурсник Максим Пашков. У него была большая квартира и отдельная комната, где репетировал Витька Цой. Максим был в меня влюблен, а я думала: ну пусть будет и Максим. Когда он к себе приглашал, я спрашивала: а будет этот у тебя петь? Тогда не приду!

В театральный институт все поступают немножно больные на голову с манией величия. Мы же все туда идем народными артистами с ощущением, что ты все можешь. Мастер говорил нам: артисты не нужны никому, театры переполнены, студии переполнены. Вот вы двое будете работать, а все остальные нет, вы ленивые. И твоя самооценка падала ниже плинтуса.

Это даже не конкуренция, само представление о жизни меняется. Понимаешь, что на каникулах нужно не на море ехать, а много читать. А до этого ты думал, что артисту это совершенно необязательно. 

О Друбич и маме на коленях

Я не собиралась заканчивать институт. Когда меня стали приглашать с третьего-второго курса, я сказала маме: «Диплом вообще ничего не дает. Я, наверное, уйду. Вот смотри, есть Вера Глаголева, Татьяна Друбич – у них нет образования высшего актерского, а они снимаются. И мама встала передо мной на колени и сказала: «Очень тебя прошу, принеси диплом, закончи институт».

О съемке в «Место встречи изменить нельзя»

Да какая роль, о чем вы? Мой приятель – эпизодник, работал с Говорухиным. Он сказал: «Хочешь познакомиться с Высоцким?» А кто же не хочет? Мне было 18 лет, я сказала: «Да!» И он позвал меня на съемки. Потом мы очень дружили с Говорухиным, и я как-то спросила: «Слава, а ты знаешь, что я снималась у тебя?»

Конечно, он не знал, но у меня сохранился квиток — «Четыре рубля за съемки в массовке».

О дебюте у Рязанова

Конечно, Рязанов дал мне имя. Если бы не этот фильм, где бы я была.

Чтобы посмотреть меня, Рязанов и Алисов (главный оператор) приехали на дипломный спектакль. А меня за плохое поведение сняли с роли, я должна была играть Аделину в «Фанфан-тюльпане». Но поскольку я прогуливала репетиции — меня сняли. И дали роль одной из камеристок — малюсенький эпизодик. Я знала, что Рязанов и Алисов приехали на меня посмотреть, но понимала, что это просто посмешище.

Потом были пробы, много проб и — последняя уже с Никитой Михалковым. Рязанов сказал: «Через два дня худсовет. Я хочу, чтобы ты снималась, не думаю, что худсовет будет со мной спорить».

Когда меня утвердили, я попросила прислать телеграмму из Москвы и подошла с ней к руководителю курса: «Владимир Викторович, меня утвердили к Рязанову на «Бесприданницу». Он опешил, потому что я была совсем не похожа на Огудалову. Ни длинной косы, ни волоокая, плакала — вообще не про меня. Я была из другого профсоюза.

Рязанов учил меня носить платья, держать спину. Когда ты из Оренбургской области, а рядом с тобой Алиса Фрейндлих, Никита Михалков, Виктор Проскурин, Людмила Гурченко (потом ее линию вырезали) – это хорошая прививка.

О мире кино и телевидения

Два разных мира, все другое. Я вышла замуж удачно и думала: «Какое счастье! Буду рожать детей. Мне уже 38 лет, надо все успеть!»

И вот все у меня хорошо, большой дом. И вдруг, когда мне уже хорошо за сорок, меня приглашают попробоваться на программу «Давай поженимся!». Я с уговорами пошла туда 16 лет назад, совершенно не умела работать с «ухом» и суфлером. Мне разрешили работать без них, и как-то все понеслось — через год уже были ТЭФИ и за программу, и как ведущей. Ренессанс такой случился ближе к пятидесяти.

Но если был бы другой коллектив, я бы столько не продержалась. У нас фантастические отношения с моими редакторами, с продюсером, с командой. Я поняла, что у меня стало не хватать времени на подруг и что я с большой радостью иду на работу. Я нашла своих людей и мне хорошо с ними. Оказалось, что это большая и важная часть моей жизни, что мне этого достаточно.

Продюсер:

Илья Кривицкий


Производство:

«Красный квадрат»

Показать еще
Смотрите подкаст «Жизнь замечательных» с Ларисой Гузеевой в 00:10 в эфире Первого канала