Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Сообщить о технической проблеме

Метро: как всe начиналось. Доброе утро. Фрагмент выпуска от 12.05.2015

15 мая 1935 года в 5 часов 48 минут в московском метро пустили электрический ток. Через четыре минуты из депо вышел первый поезд. Маршрут от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением на «Смоленскую». Входили в метро по билетам стоимостью 50 копеек. Пассажирам выдавали схему и правила пользования метрополитеном. Первый год на метро не ездили, а… катались. Нарезали круги на эскалаторах, глазели на мраморные залы станций, облик которых за 80 лет не очень изменился.

Дмитрий Аксенов, историк: «Изменения коснулись лишь покрытия пола. Практически на всех старых станциях пол раньше был покрыт асфальтом, но асфальт не отвечает современным требованиям и был заменен на гранит, который мы видим сейчас».

Говорят, на станции «Библиотека имени Ленина» постелили паркет… но за первый год службы от него ничего не осталось. И паркет заменили на гранит.

Тринадцать первых станций построили всего за четыре года. Представить невозможно, что все рыли вручную и строили открытым способом. Спуститься под землю помог английский проходческий щит. Устройство с помощью пневмапушки вбивали в грунт и внутри, как в защитной капсуле, строили тоннель. Советские инженеры сделали свой аналог, который ускорил проходку в полтора раза.

Константин Черкасский, директор «Народного музея московского метрополитена»: «Наши специалисты вспомнили школьный курс физики, что жидкости не сжимаются. И заменили пневматический домкрат, которым щит продвигается, на гидравлический».

Есть миф, что станции строили заключенные. Ничего подобного — строили комсомольцы. Они спасли от обрушения станцию «Каланчeвская», ныне «Комсомольская». Кстати, это единственная станция с балконами, которые сделаны, чтобы разделять пассажиропоток идущий с трех вокзалов, которые находятся на площади.

В 30-е годы станция «Красные ворота» была самой глубокой. Именно на ней испытывали первые турникеты. Ведь вплоть до 1959 года на входе в метро дежурили контролеры. Первый турникет — уникальное изобретение советских инженеров, всего за пять копеек можно было пройти в метро, не задерживая пассажиропоток. Аналогами пользуются по сей день. Современные турникеты тоже работают на фотоэлементе, только вместо пяточка теперь магнитная карточка. За 80 лет метро разрослось — 12 линий и 196 станций. Сегодня невозможно себе представить Москву без метро.

Смотрите также

Тематические категории:
Доброе утро
Утренний информационно-развлекательный телеканал