Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Сообщить о технической проблеме

Эльдар Рязанов. Прощание с Мастером. Доброе утро. Фрагмент выпуска от 03.12.2015

Сегодня мы прощаемся с Эльдаром Александровичем Рязановым. Человеком, без которого невозможно представить сегодняшнюю жизнь и нас. С великим режиссером, который научил нас грустить и улыбаться одновременно. Эльдар Александрович не любил высокопарности. Старался пафос обратить в иронию, высокому стилю придать человеческую интонацию. Без него будет труднее, грустнее, непонятнее. Но, учитывая нелюбовь Эльдара Александровича к пафосу, кажется, он бы пошутил на эту тему.

Вселенная, в которой мы живем, система понятий, ценностей и понимание, что такое хорошо, а что такое плохо, что благородно, а что подло — все впиталось в нас из рязановских фильмов. Мы говорим «счастье» и представляем себе финал «Иронии судьбы» или «Служебного романа». Говорим «благородство» и вспоминаем Юрия Деточкина. Говорим «Новый год» и вспоминаем «Карнавальную ночь» и «Иронию судьбы», когда днем в тихой квартире наряжают елку.

Даже язык, на котором мы говорим, тоже рязановский. Как объяснить иностранцу, почему если «какая гадость», то «эта ваша заливная рыба»? Как перевести: «Эта нога у того, у кого надо нога»? И про «по сравнению с Бубликовым», и про «ботиночки на тонкой подошве», и про «хорошие сапоги — надо брать». Наши отношения с кино сложились благодаря Рязанову. И дело не в том, что он много лет вел «Кинопанораму» как путешествие в страну чудес. Кино и до него в нашей стране было больше, чем кино, важнейшим из искусств. Но Рязанов научил относиться к нему как к чудесному чуду. Чудом были его появления в кадре. Это было как подпись художника в правом нижнем углу холста.

Эльдар Александрович все чаще думал о конечности жизни. Это прорывалось в песнях. И про «друзей моих медлительный уход», и про «дату своего ухода», и про «каждый раз навек прощайтесь, когда уходите на миг». И ушел ровно так, как предсказал в песне, стихи к которой написал сам: «Как нам пережить большую зиму? Пережить ее необходимо, чтобы вновь весной услышать гром».

Тематические категории: