За кулисами Большого театра. Доброе утро. Фрагмент выпуска от 27.03.2017
Большой театр всегда рядом с нами. Кто-то проезжает мимо на работу, кто-то видит его на купюрах. Но похвастать тем, что смотрел с исторической сцены на зал, может далеко не каждый. Программа «Доброе утро» побывала на генеральном прогоне оперы «Дон Карлос» за кулисами.
Сердце театрального механизма — в небольшом закутке, где за пультом управления спектаклем сидит режиссер. Перед ним клавир с цифровыми пометками над нотами. Это своего рода расписание всех действий постановки. Режиссер отследила по клавиру время, когда музыканты должны взять ударную ноту и в нужный момент отдала команду операторам света. Прожекторы стали ярче. По пометкам в клавире режиссер управляет всеми театральными службами. Например, смена картины. Команда для рабочих сцены — поставить фонтан и поправить бутафорскую землю. На все минута. И никого не волнует, что декорация весит больше 100 килограммов. Задержаться нельзя — сдвинется весь график. Бывает, даже на смену костюмов дают всего пару мгновений.
А вот трансформацию сцены ускорить не получится. И так работают впритык. За 20-минутный антракт ее приходится полностью перестраивать. Благо что, в Большом театре, она механизирована.
Для самой зрелищной сцены — аутодафе — опустят клетки. Но перед этим рабочим нужно убрать часть пола в подвал и поднять вместо него лестницу. По ней в разгар действия поднимется толпа зевак. Со светом, дымом и музыкой — для зрителя все будет выглядеть как кадр из фильма.
«Я думаю, что надо стремиться к живому кино на сцене. Кино сейчас сильно изменилось. Все фильмы снимаются как клипы. Нет статичных камер, нет статичных кадров. То же самое сейчас происходит и в театре. Все оживает, все двигается», — уверен режиссер оперы Большого Театра Олег Найденышев. И чтобы это движение было плавным и динамичным над постановкой за кулисами трудятся около сотни человек. И то, что ни один зритель не задумывается об этом, говорит, что театральный механизм работает идеально.