Атомные ледоколы: вчера, сегодня, завтра. Доброе утро. Фрагмент выпуска от 04.12.2015
Ледокол «Ленин» Валентин Давыдянц называет своей первой любовью. Попал на него случайно. Обошел на его борту все моря и острова Северного Ледовитого океана. На первом в мире атомном ледоколе придумали сложнейшую систему механизмов. Сердце «Ленина», как и любого другого ледокола — это атомный реактор, вырабатывающий пар. Пар попадает в машинное отделение. Генератор вырабатывает электроэнергию, которая поступает в гребной электрический двигатель и вращает винты. С какой мощностью ледокол пойдет, зависит от толщины льда.Ледокол «Ленин» поставил рекорд — 13 месяцев ходил по морям, не заходя в порт. Это еще и плавучая электростанция, и завод, и медсанчасть для всех судов Северного морского пути. За 30 лет работы на борту было сделано 300 операций. Сейчас «Ленин» стоит на вечном приколе. Здесь музей.
Ледокол «Советский союз» по сравнению с «Лениным» более современный — построен в 1989 году. Сверху установлен прожектор для освещения дороги впереди. По полгода в морях Северного Ледовитого океана царит полярная ночь. За ядерным реактором следят с центрального поста управления. На ледоколе имеются два ядерных реактора, которые обеспечивают мощность энергетической установки в 75 лошадиных сил. Ядерное топливо можно загружать раз в пять лет. Главная задача ледоколов — прокладывать путь караванам судов, который почти никогда не бывает прямым. Суда, в свою очередь, перевозят грузы по трассе Северного морского пути. Интересно, что действующие гражданские суда с ядерной установкой есть только в нашей стране. Сейчас на Балтийском флоте готовится строительство еще трех атомных ледоколов.