
Лаковая миниатюра: красота с историей. Доброе утро. Суббота. Фрагмент выпуска от 01.03.2025
Всего в России четыре лаковые миниатюры — Палехская, Холуйская, Федоскинская и Мстерская. Ищем отличия!
Раньше всех, 230 лет назад, расписали мелкие предметы из папье-маше в Федосикно. Их фишка — свечение. Единственная лаковая миниатюра без иконописных корней. Художники изучают академический рисунок. Поэтому федоскинская роспись — самая реалистичная: люди похожи на людей, лошади — на лошадей.
Если люди выглядят как святые с икон — поза, вытянутый силуэт, а лицо напоминает лик — это Палех. Палехские художники просто брали какие-то элементы с иконы и переносили на свои миниатюры. Еще отличие — детали палешане прорисовывают золотом. Ну и самое очевидное — фон, как правило, черный. Его никогда полностью не записывают.
Во Мстере и Холуе черная только та часть, которая обрамляет картинку. Место под изображение даже покрывают белым грунтом. Одна технология, техника и сюжеты — просто миниатюры-близнецы. Дело в том, что холуяне учились у мстерцев.
Четкие края изображения и филенка — это Мстера. Филенки нет, а края размыты — Холуй. Черный фон, много золота и люди как с икон — Палех. Люди как люди и свечение — Федоскино. Теперь не перепутаем.
Комментируют: директор Государственного музея Палехского искусства Ольга Колесова, директор Государственного музея Холуйского искусства Мария Мамина и директор Мстерского художественного музея Елена Богунова.
Смотрите также
Вместе с этим смотрят

Чудо русской лаковой живописи. Доброе утро. Суббота. Фрагмент выпуска от 08.02.2025

Лаковая миниатюра. Наш культурный код. Доброе утро. Фрагмент

Мона Лиза заговорила! Доброе утро. Фрагмент выпуска от 27.07.2016

Музей на ладони. Доброе утро. Фрагмент














