В наступившем 2016 году в России отмечается 125-летие со дня рождения одного из важнейших русских поэтов XX века Осипа Мандельштама. Подарком для всех любителей его творчества стал уникальный фильм Ромы Либерова, автора нескольких документальных лент о русских литераторах, в том числе об Илье Ильфе и Евгении Петрове, Сергее Довлатове, Юрии Олеше.
Жанр фильма, в котором рассказывается трагическая история жизни поэта от рождения в Варшаве до смерти в лагере на Дальнем Востоке, трудно поддается определению. Это уникальный документальный проект, в котором традиционная хроника уступает место кукольному театру, анимации и компьютерной графике.
Роль Осипа Мандельштама «за кадром» исполнил Виктор Сухоруков, кроме того, в картине звучат голоса Инны Чуриковой, Евгения Стеблова, Чулпан Хаматовой, а главная музыкальная тема — песня на стихи главного героя — написана и исполнена рэпером Noize MC.
Рома Либеров о проекте: «У меня очень простые требования к кино. Хочется чуда, потому что сегодня чудо в кино так легко достижимо в связи с технологиями, в связи с выдающейся американской индустрией, что мы потеряли подлинность этого чуда. Для меня совершенно естественно, что кино требует включать в себя живопись, мультипликацию. Как не связать подвижность Осипа Эмильевича с кукольным театром? У нас были специально созданные петербургским театром "Кукольный формат", его основательницей Анной Викторовой, куклы-мандельштамы разного возраста, а также декорации и одежда, включая реплику пальто, подаренное поэту Ильей Эренбургом: пальто, в котором Мандельштам погиб в лагере. Помимо всего, наши художники создали макеты, обстановку его комнаты в Воронеже. То есть задействовано было большое количество выразительных средств. Я не знаю, что из них документалистика. Мы объехали полмира, но документалистика ли это? Эти кадры — как основа произведения, холст».
Антон Долин, «Афиша. Воздух»: «По сути, перед нами фильм-памятник. <…> В памятнике главное — любовь, желание увековечить и чтобы не было административно-приказного формализма. По этой части у фильма Либерова все в порядке. Да, его персональный Мандельштам может не совпасть с вашим, но сколько читателей — столько поэтов. Мандельштам Либерова, например, не уязвимый гений со сложным характером, а вдохновенный шут (именно так звучит голос Сухорукова), не нашедший своего места в жизни чудак-юродивый. Нечто среднее между Чарли Чаплиным — мандельштамовским героем, "оловянный ужас на лице, голова не держится совсем" — и Францем Кафкой, но не настоящим, а куклой с пражских развалов».
Рома Либеров о выборе Виктора Сухорукова на роль Мандельштама: «Наш фильм — это же своего рода спиритический сеанс. Герой рассказывает о себе ретроспективно, спускается к нам, чтобы что-то рассказать и убраться от нас. Он не растет в процессе фильма — нет Мандельштама-мальчика, Мандельштама-мужчины. Виктор Иванович Сухоруков в этом смысле — мое счастье. Мне нужен был нерв, постоянная неуспокоенность, движитель, который выдержит на себе полтора часа сложнейшей истории. Ему было сложно: он же привык играть, все изображать, а надо было действовать голосом. Хорошо, что он мне доверился».
Борис Новиков, Filmz.ru: «Это фильм-голос. Рома Либеров никогда и ни при каких обстоятельствах не позволяет себе говорить за героев своих фильмов; со зрителем они общаются сами, своими собственными словами и мыслями, а голоса актеров — инструмент. И этим инструментом они пользуются филигранно, превращая образы, что созданы на экране анимацией, фотоснимками и куклами, в совершенное воспоминание о том времени, когда можно было заглянуть в "Бродячую собаку" и обнаружить там гениев».
Виктор Сухоруков о том, почему нельзя пропустить этот фильм: «Почему я советую его посмотреть? Во-первых, очень интересно как зрелище. Намешано и компьютерная графика, и мультипликация, и куклы. Какое-то блуждание по миру кинокамеры. <…> Второе, это страшно познавательно. Третье, посмотрев этот фильм, вы наконец-то узнаете, что наша земля рожала гениальных людей».
Fashion Time: «Фильм "Сохрани мою речь навсегда" — это небольшое, но очень стоящее и уникальное в своем роде произведение. Это не художественный фильм, на который в кинотеатры пошли бы толпы, но это и не сухопарая документальная лента, интересная только литературоведам или поклонникам поэта. Очень правильное, хотя и несколько туманное определение дано фильму в пресс-релизе от фестиваля искусств Черешневый лес: сочинение для кинотеатра со зрителем. Как бы ни называлось это произведение, оно по-настоящему берет за душу».