«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»: что осталось за кадром
8 августа 2017
На Первом — фильм-лауреат Венецианского кинофестиваля, лента Андрея Кончаловского о жизни в российской глубинке. О том, как создавалась картина «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», — в материале 1tv.ru.
Смотрите «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» 1 июля в 23:40

О чем фильм

В отдаленной деревне, добраться до которой можно только по воде окружающего ее озера, единственная связь с внешним миром — почтальон Леха. Несмотря на то, что неподалеку находится космодром Плесецк, местные жители живут как будто в позапрошлом веке. Когда у Лехи пропадает лодочный мотор, нарушается привычный ритм не только его жизни, но и жизни всей деревни. Почтальон решает уехать в город за женщиной, в которую он влюблен, но скоро возвращается, сам не зная, почему.

Андрей Кончаловский

режиссер-постановщик, автор сценария, продюсер

Мне хотелось снять подробное исследование жизни человека, и тогда я стал думать: жизнь какого человека мне хотелось бы проследить? Ну а потом возникла идея: почтальон — замечательная профессия и в городе, и в деревне. Потому что он видит много разных людей, и с ним можно увидеть целый слой любого общества. Потом возникла мысль: почтальон, конечно, хорошо, а вот когда он в деревне — еще лучше. И мы стали искать.

Андрей Кончаловский о съемках фильма, персонажах и награде Венецианского фестиваля в программе "Вечерний Ургант"

Съемочная группа более полугода отсматривала потенциальных персонажей в разных регионах страны. Искали главного героя с интересной судьбой и подходящим окружением. Из пятидесяти кандидатов в итоге был отобран Алексей Тряпицын.

Екатерина Вещева

режиссер

Леха был в какой-то страшной шапке, у него совсем не было передних зубов, и в его речи была понятной только каждая третья буква. …Мы объехали с Лехой его почтовый маршрут, познакомились с его друзьями-соседями, оцепенели от местных природных красот и уезжали уже с уверенностью, что герой и место найдены.

Как Тряпицын разыграл Кончаловского. Вечерний Ургант. Фрагмент выпуска от 20.10.2014

Практически все актеры, задействованные в фильме, — жители деревень, разбросанных по берегам Кенозера в Архангельской области, где проходили съемки. Еще одной отличительной особенностью картины стало отсутствие четко прописанного сценария — она снималась на основе житейских историй реальных людей, разработка сюжета велась на месте.

Андрей Кончаловский

Снимать непрофессионалов очень сложно, потому что нужно создать картину из того, как складывается их жизнь. Нельзя дать им текст, чтобы они его выучили и говорили — это невозможно, поэтому мы шли за ними, они понимали нас, а мы их, — в общем, был момент абсолютного счастья. Это замечательные люди, они сказочные, только живут, конечно, в другом веке.

Елена Киселева

соавтор сценария

У нас не было сценария. Так, общая канва. Но и она поменялась за время съемок раз двадцать пять. Каждый день, выходя на съемки, мы не знали, что будем снимать, тут уж как получится. Вон, например, мужик по деревне идет, давайте снимем мужика. А вот конь, на котором вся деревня картошку пашет, ну, отлично, и коня снимем.

Алексей Тряпицын о своем персонаже и о съемках у Андрея Кончаловского в программе "Вечерний Ургант"

Главные герои

Почтальон Леха — Алексей Тряпицын

Родился и вырос в деревне на берегу Кенозера. Единственный из своей семьи остался жить в построенном отцом доме — братья и сестра давно разъехались.

Изображение © Продюсерский центр Андрея Кончаловского

Алексей Тряпицын

Большой радости не было, я не любитель на камеру работать. Да и боялся. Сначала-то я думал, что повожу их на лодке, они деревни снимать будут. А они говорят: "Тебя будем снимать". Я: "Меня-то зачем? Какой из меня артист?" Даже присниться не могло такое!

Самое сложное было в камеру не смотреть. А когда я уже понял, что не надо, стало просто.

…Особо с меня ничего не требовали. Но если что-то у меня не получалось, Андрей Сергеевич, конечно, добивался. Но объясняет он все хорошо, по-простому, лучше некуда. И мне понятно, что нужно делать. Конечно, иной раз тяжеловато, замучивают непривычные повторения. Доходило до того, что у девчат из съемочной группы спрашивал: не дурачка я там играю-то? Девчата смеются: "Бросьте, все нормально!".

…А изменений в своей жизни я никаких не вижу. Просто я людей побольше узнал, кое-чему научился сам.

Ирина — Ирина Ермолова

Актриса екатеринбургского «Коляда-театра». Участие в картине — ее первая главная роль в кинофильме.

Изображение © Продюсерский центр Андрея Кончаловского

Ирина Ермолова

Сначала мы на неделю ездили в экспедицию в деревню Вершинино, знакомились с местными жителями — все они должны были хорошо меня знать. Потом два с половиной месяца жили на разных островах. ...Первое время я просто отдыхала, купалась, по грибы ходила — насушила целый мешок! Научилась водить моторную лодку — в фильме я играю инспектора рыбнадзора. А потом начала возмущаться: когда уже начнутся съемки? Мне говорят: а как Янковский у Тарковского снимался в «Ностальгии»? Несколько месяцев только вживался в роль! Так и я. Выяснилось, что самое трудное — казаться естественной, перестать быть городской актрисой.

Тимур, сын Ирины — Тимур Бондаренко

Начинающий актер, найденный съемочной группой на кастинге в московской театральной студии.

Изображение © Продюсерский центр Андрея Кончаловского

Тимур Бондаренко

Очень хорошо помню, как мы снимали сцену про то, как мы вдвоем с дядей Лешей ищем кикимору. Кикимора — это такая ведьма, которая живет в воде и хватает всех, кто не успел ее вовремя увидеть. В протоке было солнечно, но под деревьями очень страшно, и мы с дядей Лешей там заблудились, несколько раз проходили это место в поисках обратной дороги и под вечер услышали страшный крик. Я точно знаю, что это кричала настоящая кикимора, хоть мама мне и говорит, что ее не существует. Но ведь мамы там не было, откуда ей знать.

Колобок — Виктор Колобов

Реальный деревенский житель, пьющий сосед почтальона Алексея Тряпицына.

Изображение © Продюсерский центр Андрея Кончаловского

Виктор Колобов

Я потом жалел, что согласился сниматься. Все хотел уйти в подполье, но Леха меня уговаривал: раз обещал, то надо. И говорил, что совсем не страшно. Оно и не страшно. Иногда мне говорили, что сказать надо, а иногда просто снимали, как мы с Лехой идем и разговариваем, или как я еще с кем разговариваю. Не скажу, чтоб вот очень интересно. А в кино я больше сниматься не хочу. Ну, если только очень будут уговаривать.

Как фильм приняли кинокритики

«Белые ночи…» стал лауреатом премии «Серебряный лев» Венецианского кинофестиваля за режиссуру, а также получил награду «Green Drop Award» за внимание к экологическим ценностям. Кроме того, фильм рассматривался в качестве потенциального кандидата от России на премию «Оскар». Против номинации выступил сам режиссер Андрей Кончаловский, объяснив это тем, что выдвижение на «Оскар» противоречило бы озвученной им критике «голливудизации» российского кинематографа.

Андрей Кончаловский: «Участие в Венецианском кинофестивале для меня очень важно, потому что Венеция — это первое место, куда я приехал из Москвы, будучи студентом ВГИКа. Венеция меня "шибанула" так — на всю жизнь. ...Участие в фестивале в Венеции для меня — доказательство того, что можно снимать кино "на коленке", и оно может иметь смысл для кого-то другого».

Дмитрий Быков, «Новая газета»: «Тут все рядом — мистика, космическая ракета, семейные шоу Первого канала, и все это друг другу не противоречит. Все вместе складывается в мистерию, в таинственную, глухую, одинокую жизнь. Это и есть русские "Сто лет одиночества", архангельское Макондо, которое обзаводится моторами и даже гаджетами, но в остальном никуда не уходит из ХV века».

Джон Блисдейл, Cine Vue: «Если бы Антон Чехов делал реалити-шоу, то "Белые ночи почтальона" Андрея Кончаловского вполне могли быть его работой».

Оливье Башляр, Abus de ciné: «Фильм, великолепный как в политическом, так и в эстетическом смысле».

Федерика Полидоро, Artribune: «Это фильм об универсальных ценностях, построенный на анекдотических и мимолетных деталях, которые Кончаловскому удается возвести до состояния абсолюта. Но это и новый современный взгляд "между строк" на Достоевского, и фантастика, отсылающая к Шагалу, и легкое касание Чехова...»

Андрей Кончаловский: «Это фильм — мои ощущения относительно жизни среди очень простых русских людей. Я снимал кино про них, снимал вместе с ними, они мне помогали писать сценарий».

Изображение © Продюсерский центр Андрея Кончаловского

Выдающиеся работы актеров-непрофессионалов

«Пузырь» (Bubble), 2005

Рейтинг IMDb — 6.6

Исполнительница роли работницы кукольного завода Марты в фильме Стивена Содерберга Дебби Деберейнер 24 года проработала менеджером ресторана KFC и вышла на пенсию перед премьерой картины. Больше она нигде не снималась, несмотря на то, что критики благосклонно оценили ее игру, а фильм был номинирован на премию «Независимый дух» за лучшую режиссерскую работу.

«Гоморра» (Gomorra), 2008

Рейтинг IMDb — 7.0

Режиссер Матео Гарроне подбирал актеров на улицах неблагополучного района Неаполя Скампия. Среди них был реальный босс каморры с характерным шрамом. Фильм был высоко оценен критиками и был номинирован на множество премий. Самая значимая награда — Гран-при Каннского кинофестиваля.

«Слон» (Elephant), 2003

Рейтинг IMDb — 7.2

Весь актерский состав фильма Гаса ван Сента о стрельбе в американской школе состоял из непрофессионалов. Двух главных героев сыграли обычные студенты Эрик Дойлен и Алекс Фрост. Последний после «Слона» снялся в нескольких фильмах и сериалах. Картина ван Сента получила «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, приз за лучшую режиссуру и несколько других престижных наград.

«Бумажная погоня» (Paper Chase), 1973

Рейтинг IMDb — 7.2

За участие в картине «Оскаром» за лучшую мужскую роль второго плана был награжден Джон Хаусман, для которого «Бумажная погоня» стала первым появлением на большом экране. Он родился в Бухаресте, во взрослом возрасте стал гражданином Великобритании и занимался торговлей зерном. Одновременно писал статьи и переводил на английский язык произведения европейских авторов. В 1925 году эмигрировал в Нью-Йорк, стал писать и ставить пьесы.

«Звери дикого юга» (Beasts of the Southern Wild), 2012

Рейтинг IMDb — 7.3

Дуайт Генри, сыгравший отца главной героини фильма, был и остается владельцем пекарни в Новом Орлеане. Кастинговая контора, занимавшаяся подбором актеров для картины, находилась напротив заведения Генри. Так он познакомился со съемочной группой и по просьбе продюсера Майкла Готтвальда попробовался на роль. Фильм получил «Золотую камеру» Каннского кинофестиваля, два приза кинофестиваля «Сандэнс» и четыре номинации на «Оскар». Работа Дуайта Генри также была отмечена несколькими номинациями. После успеха «Зверей дикого юга» он снялся в оскароносном фильме «12 лет рабства».

«Класс» (Entre les murs), 2008

Рейтинг IMDb — 7.5

Фильм снят по роману Франсуа Бегодо «Между стен», причем автор сам написал сценарий и снялся в главной роли, не будучи профессиональным актером. Класс, в котором работает главный герой, также составлен не из актеров, а из обычных учащихся парижских школ. Фильм высоко оценили критики — он был номинирован на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке и получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля.

«Капитан Филлипс» (Captain Philips), 2013

Рейтинг IMDb — 7.8

В фильме, номинированном в нескольких категориях на ведущие кинопремии, одну из главных ролей сыграл американец сомалийского происхождения Бархад Абди. Он переехал в США в возрасте 14 лет и до съемок в «Капитане Филлипсе» работал водителем лимузина, клерком и диджеем. За роль главаря пиратов Абдували Мусе Абди был номинирован на «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA за лучшую мужскую роль второго плана.

«Поля смерти» (The Killing Fields), 1984

Рейтинг IMDb — 7.9

Хенг Сомнанг Нгор, сыгравший в фильме камбоджийского журналиста и переводчика, получил «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана, став одним из двух актеров-непрофессионалов, удостоившихся этой награды. Нгор родился в Камбодже и работал врачом, однако ему приходилось скрывать медицинское образование. Вся его семья погибла от рук Красных кхмеров, сам он находился в заключении около четырех лет. После падения режима Пол Пота Нгор уехал в Таиланд, а затем эмигрировал в США, где не смог заниматься медицинской практикой. Однако благодаря своему бэкграунду получил роль в «Полях смерти», которая помимо «Оскара» принесла ему «Золотой глобус» и премию BAFTA Британской киноакадемии и дала старт удачной актерской карьере.

«Лучшие годы нашей жизни» (The Best Years of Our Lives), 1946

Рейтинг IMDb — 8.1

За участие в фильме ветеран Второй мировой войны Гарольд Рассел получил «Оскар» за роль второго плана, став первым в истории непрофессиональным актером, удостоившимся этой награды (второй — Хенг Сомнанг Нгор). Рассел также стал единственным актером, получившим две статуэтки за одну роль, — он был награжден «почетным» «Оскаром» за вклад в реабилитацию ветеранов войны. После этого успеха Рассел снялся еще в нескольких фильмах. Он также запомнился довольно экстравагантным поступком — стал единственным лауреатом, продавшим оскаровскую статуэтку (хотя это запрещено правилами церемонии).

«Цельнометаллическая оболочка» (Full Metal Jacket), 1987

Рейтинг IMDb — 8.3

В фильме, получившем множество наград и номинаций, в том числе номинацию на «Оскар» за лучший адаптированный сценарий, одну из главных ролей сыграл участник Вьетнамской войны Ли Эрмей. Изначально отставной инструктор по строевой подготовке корпуса морской пехоты США выполнял на площадке роль консультанта, но режиссер Стенли Кубрик, однажды услышав, как Эрмей орет на подчиненных, предложил ему сыграть сержанта Хартмана. После успеха фильма Эрмей снялся еще в нескольких картинах в похожих ролях.

Российские фильмы-лауреаты Венецианского кинофестиваля

«Фауст», режиссер Александр Сокуров, 2011 год

«Золотой лев»

В основе сюжета — немецкая легенда о Фаусте, ученом, продавшим душу дьяволу за ночь с молодой красавицей. В ролях: Йоханнес Цайлер, Антон Адасинский, Изольда Дюхаук.

«Бумажный солдат», режиссер Алексе Герман-младший, 2008 год

«Серебряный лев» за лучшую режиссуру и Golden Osella за работу операторов-постановщиков Максима Дроздова и Алишера Хамидходжаева

Главный герой, врач Даниил Покровский, работает с советскими космонавтами на Байконуре. Он стоит перед сложным выбором между долгом и зовом сердца. Кроме того, Покровский разрывается между женой и любовницей. Эти дилеммы могут стоить ему жизни. В ролях: Мераб Нинидзе, Чулпан Хаматова, Анастасия Шевелева.

«Первые на Луне», режиссер Алексей Федорченко, 2005 год

Приз за лучший документальный фильм в программе «Горизонты»

Псевдодокументальный фильм о расследовании неудачной попытки запуска советского летательного аппарата на Луну в конце 1930-х годов. События, сопровождавшие подготовку и пуск аппарата, полны загадок: через некоторое время после того, как с ракетой пропала связь, в Чили падает странный метеорит, а главный конструктор после аварии сбегает за границу. В ролях: Борис Власов, Виктория Ильинская, Андрей Осипов, Анатолий Отраднов.

«Возвращение», режиссер Андрей Звягинцев, 2003 год

«Золотой лев» — главный приз и приз Луиджи Ди Лаурентиса за лучший дебют

Двое братьев отправляются на рыбалку с внезапно вернувшимся после 12-летнего отсутствия отцом, которого они знают только по фотографиям. За время поездки мальчики сталкиваются с неумелыми и даже жестокими попытками отца компенсировать свое долгое отсутствие. В ролях: Константин Лавроненко, Иван Добронравов, Владимир Гарин.

«Нефть», режиссер Рустам Ибрагимбеков, 2003 год

«Серебряный лев» за лучший короткометражный фильм

В шестиминутном фильме собраны исторические кадры о добыче «черного золота» и людях, занятых на нефтепроизводстве.

«Последний поезд», режиссер Алексей Герман-младший, 2003 год

Приз Луиджи Ди Лаурентиса за лучший дебют — Special mention

Действие происходит зимой 1944 года. Немецкий военный хирург прибывает в госпиталь, расположенный на восточном фронте и обнаруживает, что инициатива перешла к советским войскам, а весь персонал эвакуирован. Врач понимает, что поезд, на котором он приехал, был последним, и ему теперь вряд ли удастся вернуться домой. В ролях: Павел Романов, Петр Меркурьев, Алексей Девотченко.

«Дом дураков», режиссер Андрей Кончаловский, 2002 год

Специальный гран-при жюри

Из дома для душевнобольных на границе Чечни и Ингушетии в разгар конфликта внезапно исчезает весь персонал. Больные наслаждаются свободой, но вскоре в их мир приходит война. В ролях: Юлия Высоцкая, Анатолий Журавлев, Султан Исламов, Евгений Миронов.

«Клоун», режиссер Ирина Евтеева, 2002 год

«Серебряный лев» за лучший короткометражный фильм

Анимационная фантазия на тему «Снежного шоу» Славы Полунина. Фильм затрагивает темы одиночества, грусти, снов и мечтаний. В главной и единственной роли Вячеслав Полунин.

«Урга: территория любви», режиссер Никита Михалков, 1991 год

«Золотой лев»

Молодая монгольская пара, живущая в степи на севере Китая, уже имеет разрешенных законом троих детей, и жена отправляет мужа в город за средствами контрацепции. Его сопровождает русский водитель грузовика. Культурная пропасть между ними кажется непреодолимой, но за время поездки каждый научится чему-то от попутчика. В ролях: Бадма, Баярту, Владимир Гостюхин, Лариса Кузнецова.

Режиссер: 

Андрей Кончаловский


Сценарий: 

Андрей Кончаловский, Елена Киселева


В ролях: 

Алексей Тряпицын, Ирина Ермолова, Тимур Бондаренко, Виктор Колобов, Виктор Березин, Татьяна Силич, Ирина Силич, Юрий Панфилов, Николай Капустин, Сергей Юрьев, Валентина Ананьина, Любовь Скорина и другие


Оператор: 

Александр Симонов


Композитор: 

Эдуард Артемьев


Производство: 

Продюсерский центр Андрея Кончаловского, Россия, 2014

Смотрите «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» 1 июля в 23:40
Тематические категории:
Комментарии загружаются