О чем фильм
В отдаленной деревне, добраться до которой можно только по воде окружающего ее озера, единственная связь с внешним миром — почтальон Леха. Несмотря на то, что неподалеку находится космодром Плесецк, местные жители живут как будто в позапрошлом веке. Когда у Лехи пропадает лодочный мотор, нарушается привычный ритм не только его жизни, но и жизни всей деревни. Почтальон решает уехать в город за женщиной, в которую он влюблен, но скоро возвращается, сам не зная, почему.
режиссер-постановщик, автор сценария, продюсер
Мне хотелось снять подробное исследование жизни человека, и тогда я стал думать: жизнь какого человека мне хотелось бы проследить? Ну а потом возникла идея: почтальон — замечательная профессия и в городе, и в деревне. Потому что он видит много разных людей, и с ним можно увидеть целый слой любого общества. Потом возникла мысль: почтальон, конечно, хорошо, а вот когда он в деревне — еще лучше. И мы стали искать.
Съемочная группа более полугода отсматривала потенциальных персонажей в разных регионах страны. Искали главного героя с интересной судьбой и подходящим окружением. Из пятидесяти кандидатов в итоге был отобран Алексей Тряпицын.
режиссер
Леха был в какой-то страшной шапке, у него совсем не было передних зубов, и в его речи была понятной только каждая третья буква. …Мы объехали с Лехой его почтовый маршрут, познакомились с его друзьями-соседями, оцепенели от местных природных красот и уезжали уже с уверенностью, что герой и место найдены.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:В главных ролях владелец пекарни, торговец зерном и водитель лимузинаВыдающиеся работы актеров-непрофессионаловПрактически все актеры, задействованные в фильме, — жители деревень, разбросанных по берегам Кенозера в Архангельской области, где проходили съемки. Еще одной отличительной особенностью картины стало отсутствие четко прописанного сценария — она снималась на основе житейских историй реальных людей, разработка сюжета велась на месте.
Снимать непрофессионалов очень сложно, потому что нужно создать картину из того, как складывается их жизнь. Нельзя дать им текст, чтобы они его выучили и говорили — это невозможно, поэтому мы шли за ними, они понимали нас, а мы их, — в общем, был момент абсолютного счастья. Это замечательные люди, они сказочные, только живут, конечно, в другом веке.
соавтор сценария
У нас не было сценария. Так, общая канва. Но и она поменялась за время съемок раз двадцать пять. Каждый день, выходя на съемки, мы не знали, что будем снимать, тут уж как получится. Вон, например, мужик по деревне идет, давайте снимем мужика. А вот конь, на котором вся деревня картошку пашет, ну, отлично, и коня снимем.
Главные герои
Почтальон Леха — Алексей Тряпицын
Родился и вырос в деревне на берегу Кенозера. Единственный из своей семьи остался жить в построенном отцом доме — братья и сестра давно разъехались.
Большой радости не было, я не любитель на камеру работать. Да и боялся. Сначала-то я думал, что повожу их на лодке, они деревни снимать будут. А они говорят: «Тебя будем снимать». Я: «Меня-то зачем? Какой из меня артист?» Даже присниться не могло такое!
Самое сложное было в камеру не смотреть. А когда я уже понял, что не надо, стало просто.
…Особо с меня ничего не требовали. Но если что-то у меня не получалось, Андрей Сергеевич, конечно, добивался. Но объясняет он все хорошо, по-простому, лучше некуда. И мне понятно, что нужно делать. Конечно, иной раз тяжеловато, замучивают непривычные повторения. Доходило до того, что у девчат из съемочной группы спрашивал: не дурачка я там играю-то? Девчата смеются: «Бросьте, все нормально!».
…А изменений в своей жизни я никаких не вижу. Просто я людей побольше узнал, кое-чему научился сам.
Ирина — Ирина Ермолова
Актриса екатеринбургского «Коляда-театра». Участие в картине — ее первая главная роль в кинофильме.
Сначала мы на неделю ездили в экспедицию в деревню Вершинино, знакомились с местными жителями — все они должны были хорошо меня знать. Потом два с половиной месяца жили на разных островах. ...Первое время я просто отдыхала, купалась, по грибы ходила — насушила целый мешок! Научилась водить моторную лодку — в фильме я играю инспектора рыбнадзора. А потом начала возмущаться: когда уже начнутся съемки? Мне говорят: а как Янковский у Тарковского снимался в «Ностальгии»? Несколько месяцев только вживался в роль! Так и я. Выяснилось, что самое трудное — казаться естественной, перестать быть городской актрисой.
Тимур, сын Ирины — Тимур Бондаренко
Начинающий актер, найденный съемочной группой на кастинге в московской театральной студии.
Очень хорошо помню, как мы снимали сцену про то, как мы вдвоем с дядей Лешей ищем кикимору. Кикимора — это такая ведьма, которая живет в воде и хватает всех, кто не успел ее вовремя увидеть. В протоке было солнечно, но под деревьями очень страшно, и мы с дядей Лешей там заблудились, несколько раз проходили это место в поисках обратной дороги и под вечер услышали страшный крик. Я точно знаю, что это кричала настоящая кикимора, хоть мама мне и говорит, что ее не существует. Но ведь мамы там не было, откуда ей знать.
Колобок — Виктор Колобов
Реальный деревенский житель, пьющий сосед почтальона Алексея Тряпицына.
Я потом жалел, что согласился сниматься. Все хотел уйти в подполье, но Леха меня уговаривал: раз обещал, то надо. И говорил, что совсем не страшно. Оно и не страшно. Иногда мне говорили, что сказать надо, а иногда просто снимали, как мы с Лехой идем и разговариваем, или как я еще с кем разговариваю. Не скажу, чтоб вот очень интересно. А в кино я больше сниматься не хочу. Ну, если только очень будут уговаривать.
Как фильм приняли кинокритики
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Российские фильмы-лауреаты Венецианского кинофестиваля«Белые ночи…» стал лауреатом премии «Серебряный лев» Венецианского кинофестиваля за режиссуру, а также получил награду «Green Drop Award» за внимание к экологическим ценностям. Кроме того, фильм рассматривался в качестве потенциального кандидата от России на премию «Оскар». Против номинации выступил сам режиссер Андрей Кончаловский, объяснив это тем, что выдвижение на «Оскар» противоречило бы озвученной им критике «голливудизации» российского кинематографа.
Андрей Кончаловский: «Участие в Венецианском кинофестивале для меня очень важно, потому что Венеция — это первое место, куда я приехал из Москвы, будучи студентом ВГИКа. Венеция меня «шибанула» так — на всю жизнь. ...Участие в фестивале в Венеции для меня — доказательство того, что можно снимать кино «на коленке», и оно может иметь смысл для кого-то другого».
Дмитрий Быков, «Новая газета»: «Тут все рядом — мистика, космическая ракета, семейные шоу Первого канала, и все это друг другу не противоречит. Все вместе складывается в мистерию, в таинственную, глухую, одинокую жизнь. Это и есть русские "Сто лет одиночества", архангельское Макондо, которое обзаводится моторами и даже гаджетами, но в остальном никуда не уходит из ХV века».
Джон Блисдейл, Cine Vue: «Если бы Антон Чехов делал реалити-шоу, то "Белые ночи почтальона" Андрея Кончаловского вполне могли быть его работой».
Оливье Башляр, Abus de ciné: «Фильм, великолепный как в политическом, так и в эстетическом смысле».
Федерика Полидоро, Artribune: «Это фильм об универсальных ценностях, построенный на анекдотических и мимолетных деталях, которые Кончаловскому удается возвести до состояния абсолюта. Но это и новый современный взгляд "между строк" на Достоевского, и фантастика, отсылающая к Шагалу, и легкое касание Чехова...»
Андрей Кончаловский: «Это фильм — мои ощущения относительно жизни среди очень простых русских людей. Я снимал кино про них, снимал вместе с ними, они мне помогали писать сценарий».
Режиссер:
Андрей Кончаловский
Сценарий:
Андрей Кончаловский, Елена Киселева
В ролях:
Алексей Тряпицын, Ирина Ермолова, Тимур Бондаренко, Виктор Колобов, Виктор Березин, Татьяна Силич, Ирина Силич, Юрий Панфилов, Николай Капустин, Сергей Юрьев, Валентина Ананьина, Любовь Скорина и другие
Оператор:
Александр Симонов
Композитор:
Эдуард Артемьев
Производство:
Продюсерский центр Андрея Кончаловского, Россия, 2014