Детектив как художественное средство, а не как самоцель
При въезде в небольшой городок находят тело подростка, а в овраге рядом — разбившуюся машину. Водитель автомобиля, Григорий Шацкий из Санкт-Петербурга, поступил с травмой в местную больницу. Мужчина перед аварией видел фары приближающегося мотоцикла и не исключает, что мог сбить лихача, но никак не пешехода, которого нашли на обочине. В легких погибшего находят воду, и выясняется, что причиной смерти стало утопление. Расследование ведут молодой следователь Анна и ее начальник Михаил Сергеевич. Подключается к делу и Шацкий, которого ценят за отстраненный взгляд на ситуацию. Подозреваемых сразу несколько, а вскоре выясняется, что у многих жителей тихого городка были мотивы для убийства.
Перед нами, казалось бы, идеальная завязка для детектива. Но режиссер Николай Хомерики воспринял детективный сценарий не как повод распутать сложное преступление на экране, а как возможность исследовать человеческие характеры. Особенно его привлек сериальный формат, позволяющий больше времени уделить развитию персонажей по сравнению с фильмом, где у создателей очень жесткие временные рамки.
Это история о правде и лжи. Насколько надо быть честным в жизни? Нужно ли все говорить своим близким или что-то недоговаривать? Вот главные вопросы, на которые пытается ответить наш фильм. <…> Хотя то, что сюжет основан на детективе, — тоже хорошо. Мне нравится True Detective — я его как раз в то время смотрел и думал, что было бы интересно на основе детектива рассказывать человеческие истории.
Выдающиеся режиссер и оператор
В Америке, главном производителе высококачественных сериалов, уже несколько лет держится тенденция на переход крупных режиссеров к «малым» формам. В сериальном формате попробовали себя такие мэтры как Вуди Аллен («Кризис в шести сценах»), Мартин Скорсезе (пилот «Подпольной империи»), Стивен Содерберг («Больница "Никербокер"»), Дэвид Финчер (пилот «Карточного домика»), Гас Ван Сент (пилотный эпизод «Босса»).
В России такие случаи пока скорее редкость. Можно вспомнить всего несколько имен: Валерию Гай Германику («Школа» и «Краткий курс счастливой жизни»), Алексея Попогребского («Оптимисты»), Бориса Хлебникова («Озабоченные, или Любовь зла»). То, что в производстве сериалов себя пробует обладатель награды Каннского кинофестиваля (за короткометражный фильм «Вдвоем») Николай Хомерики, — настоящее событие.
Для режиссера «Ледокола» и «Селфи» «Тайны города Эн» — второй сериал после «Синдрома дракона» и первая работа с продюсером Рубеном Дишдишяном («Брестская крепость», «Аритмия», «Ликвидация», «Жги!»), который предложил Хомерики сценарий и дал свободу действий.
«Тайны» — мой второй большой сериал, и мне интересно работать в этом формате. Сейчас я, например, снимаю полный метр, и все очень жестко — есть короткое экранное время, за которое ты толком ничего ни про кого не успеваешь рассказать, особенно, если история завязана на событиях. И впихнуть туда что-то про людей крайне сложно: у тебя две минуты на каждого персонажа, и надо, чтобы про них все и сразу было понятно. А в сериале — романная форма, раздолье: и материал, и время позволяют свободно поговорить про людей. Я получил удовольствие.
Напарником режиссера стал не менее именитый оператор — Алишер Хамидходжаев, который работал с Хомерики над «Синдромом дракона». В его активе награда Венецианского кинофестиваля и номинация на премию Европейской киноакадемии за фильм «Бумажный солдат», номинации на «Нику» и «Золотого орла» за «Аритмию», приз «Кинотавра» за драму «Жить». Он же снял один из самых ожидаемых российских фильмов 2018 года, «Войну Анны» Алексея Федорченко, полнометражный дебют Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь», документальный фильм Любови Аркус «Антон тут рядом».
Мне было важно, чтобы этот сериал снимал именно Алишер Хамидходжаев. Он чувствует персонажей и думает не только об изобразительной стороне, как многие операторы, но и о том, как кадром, светом, всем, чем располагает, проявить драматургию сцены и характер человека.
Свежие лица в главных ролях
«Тайны города Эн» не обошлись без звезд в актерском ансамбле — в сериале сыграли Аня Чиповская («Оттепель», «Блокбастер», «Чистое искусство») и Наталья Рогожкина («Отцы и дети», «Белая гвардия», «Бывшие», «Спящие»). Но на первых ролях в фильме — не самые медийные актеры: Кирилл Гребенщиков, Светлана Колпакова и Дмитрий Поднозов.
Кастинг на «Тайны» был недолгий. Я давно работаю с директором по кастингу Татьяной Комаровой, знаю, что она может предложить и доверяю ей. Из актеров, которые сыграли в фильме, я знал только Дмитрия Поднозова. Давно мечтал его снимать, он трижды пробовался у меня на разных проектах, но каждый раз не утверждали продюсеры. И тут — наконец! С остальными работал впервые.
Кирилл Гребенщиков, сыгравший попавшего в ДТП петербуржца Григория Шацкого, начинал в кино с эпизодической роли в «Сибирском цирюльнике», а с начала 2000-х много снимается в сериалах. Зрители помнят его по ролям врача Андрея Лазарева в «Тесте на беременность», Каренина в «Анне Карениной» Карена Шахназарова, Виктора в «Серафиме прекрасной».
Из последних работ Светланы Колпаковой можно вспомнить сериалы «Золотая орда» и «Отчий берег», один из самых кассовых российских фильмов «Последний богатырь».
Светлана Колпакова и Дмитрий Поднозов
Дмитрий Поднозов начинал с небольших ролей в детективах «Убойная сила», «Тайны следствия», «Улицы разбитых фонарей», а в последнее время снялся в сериалах «Григорий Р.», «Великая», «Гурзуф», фильмах «Норвег», «Духless 2», «Танки».
Со стороны продюсеров мне был дан карт-бланш — взять хороших артистов, не обязательно медийных. Я давно к этому стремился, потому что устал видеть на экране одни и те же лица. Только люди так устроены, что редко пробуют кого-то нового: куда ни ткни, всегда упираешься в один и тот же список актеров, которых тасуешь в разных комбинациях. Новым именам тяжело пробиваться, потому что нет проектов, где им давали бы возможность себя проявить. И те редкие случаи, когда это позволяется, — кайф.
Режиссер:
Николай Хомерики
Сценарий:
Виктория Бугаева
В ролях:
Кирилл Гребенщиков (Шацкий), Светлана Колпакова (Анна), Дмитрий Поднозов (Михаил Сергеевич), Сергей Удовик (Саша), Ольга Демидова (Катя-Кролик), Наталья Батрак (Люся), Станислав Рядинский (Костя), Наталья Рогожкина (Нина), Аня Чиповская (Вера)
Оператор:
Алишер Хамидходжаев
Композитор:
Анна Друбич
Производство:
МАРС МЕДИА, МАГНУМ-ФИЛЬМ, Россия, 2015