25 сентября 2020

«Любовь есть любовь, вот и все». Пять причин посмотреть «Холодную войну» Павла Павликовского

На Первом телепремьера — фильм лауреат Каннского кинофестиваля и номинант «Оскара» о любви двух непохожих людей на фоне послевоенной Европы. Необычное черно-белое изображение, завораживающая музыка, непобедимая сила любви и другие причины посмотреть фильм — в материале 1tv.ru.
Смотрите фильм «Холодная война» 27 сентября в 23:10

Любовь, преодолевающая время и пространство

Главные герои — Виктор и Зула. Очень разные по происхождению, характеру и темпераменту, взглядам на жизнь. Они не могут жить друг без друга, но и вместе оказываются настоящим бедствием. 

Павел Павликовский

режиссер

Подобный тип взаимоотношений сам по себе в некоторой степени война. Две сильных, неугомонных личности — непохожие, противоположные полюса. У Зулы и Виктора есть другие партнеры, связи, мужья и жены, но со временем они понимают, что никто не станет для них ближе, чем они друг для друга. Потому что, несмотря на все географические и исторические встречи и расставания, никто не знает их настолько хорошо. В то же время, парадоксальным образом, друг для друга они — единственные, с кем невозможно быть вместе.

<p><br></p>Изображение © Opus Film


Обаятельная, прорывная и наглая Зула родилась в бедной семье в провинции. Единственный для нее способ выбраться из нищеты — притвориться, будто она родом из села, и попасть в фольклорный ансамбль, где она очень быстро становится звездой.

Одаренный музыкант Виктор относится к кругу интеллигенции, его настоящая страсть — джаз. Режиссер представлял, что до войны герой учился музыке в Париже, а во время оккупации выживал, играя на фортепиано в варшавских кафе.

Павел Павликовский

Виктор — человек спокойный и уравновешенный, из семьи городской интеллигенции. Он погружен в высокую культуру, и ему не хватает Зулиного жизнелюбия.

Виктор и Зула знакомятся в ансамбле в 1949 году и следующие 15 лет встречаются и расстаются при разных обстоятельствах по всей Европе: от послевоенной Варшавы до Берлина, еще не разделенного стеной, от богемного Парижа до провинциальной Югославии.

Послевоенная Польша между Западом и Востоком

История послевоенной Европы лишь фон для истории любви главных героев, но очень выразительный. На протяжении всего фильма ощущается напряжение, гнетущее влияние коммунистического режима на личную жизнь персонажей, их попытки приспособиться к окружению. Это и признание Зулы в том, что она доносила на Виктора, и покорность Виктора, который никогда не скрывал своих взглядов, после побега на Запад.

Повествование ведется последовательно на протяжении 15 лет, но зрителю все равно бывает нелегко: история прерывается на многие месяцы и даже годы без объяснения того, что произошло в эти промежутки времени. Начало фильма — это 1949 год, разрушенная Варшава, обесточенные села, повсеместная нищета. 1952 год герои проводят с гастролями в еще не разделенном стеной Берлине, и Виктор бежит на Запад, понимая, что дороги назад нет. Спустя два года герои буквально на пару минут встречаются в Париже, где теперь живет Виктор, во время очередных гастролей Зулы. В 1959 после очередного разрыва Зула возвращается в Польшу, а Виктор следует за ней, зная, что его ожидает политическое и уголовное преследование. И, наконец, 1964 год, Зула идет на компромисс: брак с партийным функционером позволяет ей делать карьеру поп-звезд и одновременно помочь Виктору, который лишился возможности играть на фортепиано, выбраться из тюрьмы.   

Павел Павликовский

Очень часто фильмы, особенно байопики, выглядят перегруженными из-за необходимости информировать и объяснять, в то время как нарратив нередко сводится к причинам и следствиям. Однако в жизни так много скрытых причин и непредвиденных следствий — так много неопределенности и тайны — что их трудно передать с помощью стандартных причинно-следственных связей. Лучше просто показывать яркие, значительные моменты истории, позволяя зрителям самим заполнять пробелы, ведь у них есть воображение и жизненный опыт. Мне нравится свести историю к нескольким сильным моментам, расположить их друг за другом и позволить людям самостоятельно разобраться, что к чему, чтобы они не чувствовали, будто ими манипулируют.

<p><br></p>Изображение © Opus Film, POLISH FILM INSTITUTE, MK2 FILMS, FILM4, BFI


Личная история самого режиссера

Любовная линия Виктора и Зулы вдохновлена историей родителей режиссера, именно их имена носят герои. Настоящие Виктор и Зула в течение сорока лет были вместе: сходились и расходились, искали и обижали друг друга по обе стороны железного занавеса и умерли в 1989 году незадолго до падения Берлинской стены. Павликовский был близок со своими родителями, но, по его собственным словам, чем больше времени проходило после их смерти, тем меньше он их понимал. Однако в итоге фильм получился совсем о других людях, общим стало только настроение и «сложная и разорванная любовь». 

Павел Павликовский

Они оба были прекрасными, сильными людьми, но как пара — просто стихийное бедствие. <…> Я уже достаточно давно живу на свете и видел всякое, но история моих родителей заслонила собой все остальное. Они были самыми интересными, самыми драматичными персонажами из всех, кого я встречал.

<p><br></p>Изображение © Opus Film, POLISH FILM INSTITUTE, MK2 FILMS, FILM4, BFI


Отразилась на сюжете и атмосфере фильма и судьба самого режиссера. Павликовский с 14 лет жил в Великобритании, учился в Оксфорде, а фильмы снимал с американскими и европейскими актерами. На родину он вернулся в 2013 году для съемок «Иды», «Холодная война» — лишь вторая его «польская» картина. Оба этих фильма, по словам режиссера, сняты «ровно так, как я задумывал, по моим собственным сценариям, в моей родной стране, о вещах, которые мне знакомы и близки». Тогда же Павликовского начали интересовать биографические мотивы, которые были заметны уже в «Иде».

Павел Павликовский

Мне трудно назвать точную причину; возможно, это связано с тем, что, достигнув определенного возраста, люди все чаще начинают оглядываться назад. Но при этом начинаешь ощущать определенное спокойствие: мне уже не нужно ничего доказывать.

Необычное изображение и центральная роль музыки

Объединяющей силой для героев становится музыка: Виктор — джазовый пианист, Зула — солистка фольклорного ансамбля. Вымышленный ансамбль «Мазурек», благодаря которому знакомятся персонажи, — это во многом реально существовавший «Мазовше». Он был основан в 1949 году польским композитором Тадеушем Сигетиньским и его женой, актрисой Мирой Зиминской. Они ездили по польским деревням и собирали народные песни, для которых Сигетиньский потом делал новые аранжировки, а Зиминска перерабатывала тексты и занималась костюмами. Как и «Мазурек» в фильме «Мазовше» использовался в качестве инструмента пропаганды и был под особым вниманием госорганов.  

Павел Павликовский

Ансамбль «Мазовше» существовал сколько я себя помню. Когда я был маленьким, на государственном радио и телевидении постоянно звучала их музыка — официальная музыка польского народа. От нее было невозможно укрыться. Мои друзья считали ее дурацкой и немодной, предпочитая слушать пиратские записи Small Faces или Kinks. Однако пять лет назад, увидев «Мазовше» живьем, я был абсолютно очарован. Мелодии, голоса, танцы и аранжировки были прекрасны и наполнены жизнью — и все это было очень далеко от нашего виртуального мира и электронной культуры. От них захватывало дух.

Для «Холодной войны» Павликовский, который сам играет джаз на фортепиано, выбрал три песни «Мазовше», которые в разных аранжировках звучат на протяжении всего фильма. Музыкальная составляющая «Холодной войны» была доверена пианисту и аранжировщику Марцину Масецкому, который пробовался на роль Виктора, но не прошел кастинг.

Павел Павликовский

Масецкий очень крут. Если брать только музыкальный аспект, из него получился бы идеальный Виктор. В музыке он настоящий искатель приключений — смелый и необычайно разносторонний. Он записал все ноктюрны Шопена по памяти, а бетховенские сонаты — с шумоподавляющими наушниками, чтобы воспроизвести глухоту композитора. Он обожает играть рэгтаймы или импровизировать в барах и ресторанах, где подслушивает чужие разговоры, используя их как отправную точку для своих музыкальных импровизаций. Кроме того, он исколесил всю страну вдоль и поперек, аранжируя музыку для оркестров пожарных бригад.

<p><br></p>Изображение © Opus Film, POLISH FILM INSTITUTE, MK2 FILMS, FILM4, BFI


Фильм черно-белый и снят в «академическом формате» — соотношение сторон в кадре 1:1,33. Такая картинка может показаться зрителю фирменным знаком Павликовского, использованным также и в «Иде». Однако в выборе визуального решения режиссер шел за материалом — он долго не мог понять, каким должна быть палитра фильма, события которого происходят в Польше 1950-х. Кроме того, формат помогал экономить на декорациях — в такое ограниченное изображение помещается не так много реквизита.

Павел Павликовский

Польша была разрушена. Города лежали в руинах, в сельской местности не было электричества. Люди ходили в черном и сером. Так что показать это в жизнерадостных тонах было бы полной фальшью. И потом, мне не хотелось делать яркое кино. Можно было имитировать раннюю советскую кинопленку, которая была не лучшего качества, с выцветшими оттенками красного и зеленого. Однако сейчас это бы ощущалось чересчур манерно. Черно-белое изображение выглядело честно и прямо, а чтобы добавить фильму динамизма и драматизма, мы увеличили контрастность, особенно в парижской части картины.

Признание профессионалов и критиков

Работы Павла Павликовского и раньше удостаивались профессиональных наград, особенно выделяется «Ида», получивший «Оскара» как лучший фильм на иностранном языке. «Холодную войну» также отметили и в США, и в Европе. Среди наград: приз Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру; три номинации на премию «Оскар» (лучший фильм на иностранном языке, лучшая режиссура и лучшая операторская работа); награды Европейской киноакадемии в четырех категориях, включая премию за лучший фильм.

Критики и журналисты приняли фильм восторженно. На сайтах-киноагрегаторах картина имеет очень высокий рейтинг: 92% на Rotten Tomatoes, 90 из 100 на Metacritic и 7,6 на IMDb. 

Антон Долин

Meduza

Английское выражение instant classic трудно перевести на русский, но смысл вполне ясен: произведение искусства только появилось на свет, а ты уже готов провозгласить его классикой на все времена. Такова «Холодная война» 60-летнего Павла Павликовского — живущего в Англии поляка-космополита, который успел снять фильмы и в России, и в Западной Европе, но мировую славу заслужил только после возвращения на историческую родину, с «оскароносной» «Идой».

 

Станислав Зельвенский

Афиша

Это формально блестящая работа, настоящий мастер-класс режиссерской экономности. То, что фильм при этом умудряется парой точных движений вдребезги разбить сердце, наоборот, кажется какой-то даже излишней щедростью.

Режиссер: 

Павел Павликовский


Сценарий: 

Павел Павликовский, Януш Гловацкий, Петр Борковски


В ролях: 

Иоанна Кулиг, Томаш Кот, Агата Кулеша, Борис Шиц, Седрик Кан, Жанна Балибар, Адам Воронович, Адам Ференцы, Дражен Сивак, Славко Собин


Оператор: 

Лукаш Зал


Производство: 

Opus Film, Apocalypso Pictures, MK2 Productions, ARTE, BFI Film Fund, Canal+ Polska, Польша—Великобритания—Франция—Бельгия, 2018

Смотрите фильм «Холодная война» 27 сентября в 23:10
Тематические категории:
Комментарии загружаются