Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
«Пришло время не врать». Зачем смотреть сериал «Нулевой пациент»
Видеоматериал © Первый канал, АО
12 января 2023
На Первом большая телевизионная премьера — семисерийный ретро-триллер о первой крупной вспышке ВИЧ в Советском Союзе. Почему «Нулевой пациент» оказался в числе самых успешных сериалов 2022 года, за что его создатели удостоились сравнения с культовым «Чернобылем» и на какой реальной истории основан сюжет — в материале 1tv.ru.

Один из самых громких сериалов сезона

1988 год, Калмыцкая АССР. Молодой врач детской больницы Кирсан Аюшев (Аскар Ильясов) подозревает, что у нескольких его пациентов ВИЧ. Старшие коллеги не верят, что такое возможно, поэтому Кирсан тайком отправляет пробы в Москву. Когда анализы подтверждают его правоту, к делу подключается ученый Дмитрий Гончаров (Никита Ефремов) — специалист по малоизвестной в СССР «экзотической» болезни. Теперь судьба десятков детей и нескольких взрослых — а возможно и всей страны — зависит от действий столичного эпидемиолога и провинциального педиатра.

Ретро-триллер о вспышке ВИЧ на закате Советского Союза и о борьбе двух медиков против системы в попытке избежать полномасштабной эпидемии был одним из самых ожидаемых сериалов прошлого сезона. Ожидания он более чем оправдал, войдя в топ-5 самых популярных фильмов и сериалов на Кинопоиске по итогам 2022 года. Его посмотрели более 2 000 000 подписчиков Плюса. У проекта один из самых высоких зрительских рейтингов на сервисе — 8.4 (всего его оценили более 310 000 пользователей).

Благосклонны к проекту не только зрители, но и профессиональное сообщество: положительные оценки критиков дополняют номинации на главные кинонаграды («Золотой орел» за лучший онлайн-проект и лучшую мужскую роль для Никиты Ефремова) и включение практически во все списки лучших сериалов по итогам года.  

Александра Ремизова

продюсер сериала и шоураннер Плюс Студии

Когда только возникла идея сделать этот проект, мы сомневались и думали, что для зрителя это может быть слишком тяжелая тема. Но я считаю, что важно рассказывать такие истории про наше прошлое, по-новому его рассмотреть и извлечь уроки. Мы старались на основе реальных фактов и документальной хроники создать именно художественное произведение. Мы не брали биографии конкретных людей и не воспроизводили цепочку событий поминутно, а делали сериал для зрителя. И надеюсь, что это удалось нашим режиссерам Сергею Трофимову и Евгению Стычкину. Это сильный тандем и, на мой взгляд, очень правильный. Счастье, что именно они сделали этот сериал. 

Создатели не побоялись непростой проблематики

Тяжелая тема зрителя не отпугнула, несмотря на то, что в российских сериалах их поднимают нечасто. На фоне пандемии коронавируса проекты о распространении болезней получили живой отклик — помимо «Нулевого пациента» это и два сезона «Эпидемии». В 2021 году о начале эпидемии ВИЧ вышел британский сериал «Это грех», совершенно другой по стилистике, но схожий по резонансу и положительной реакции. Но чаще всего «Нулевой пациент» сравнивают с «Чернобылем» от HBO. 

В 2019 году многие задавались вопросом, почему иностранным создателям «Чернобыля» удалось снять пронизывающий сериал об одной из главных трагедий позднесоветской эпохи и в деталях передать атмосферу времени и характеры людей, в то время как в России «ретро» обычно предполагает добрую ностальгию без обязательной документальной точности. 

Сусанна Альперина

«Российская газета»

Сравнение с культовым сериалом «Чернобыль» пришло в голову еще во время премьеры в «Художественном», о чем я сразу же сообщила создателям, прямо на выходе из зала. Дело не в масштабах и огромных бюджетах, а в том, что сериал — попытка рассказать правду о тщательно скрываемой истории. Пришло время не врать. И отрадно то, что такие сериалы снимают не иностранцы, а российские авторы, смело рассказывая о том, что на самом деле происходило, пусть и с элементами домысла. Хотелось бы, чтобы таких сериалов было больше.

 

Арина Бородина

журналист

Получился не только многожанровый (остросюжетная мелодрама, детектив, исторический контекст…), но и социальный по звучанию сериал. О замалчивании реальности, масштабах катастрофы, о том, как обесцениваются для власти судьбы конкретных людей. И при этом через весь сериал проходит не холодная стерильная технологичная отстраненность, а внутреннее сочувствие и сопереживание героям. Эта эмоциональная передача памяти постоянно ощущается в «Нулевом пациенте».

Сериал берется не просто за важный эпизод из прошлого, а за проблему, масштаб которой не до конца осознается и сегодня. В современной России ВИЧ — это настоящая эпидемия, при этом власти по-прежнему пытаются свести болезнь к инфекции, которая распространяется только среди маргинальных слоев населения. Еще и поэтому появление подобного проекта в прайм-тайм в эфире федерального канала, а не только на цифровых платформах, — событие.      

Олег Маловичко

сценарист, продюсер

У нас не было задачи сделать докудраму-реконструкцию. Когда мы встречались с режиссерами, актерами и участниками тех событий, мы для себя решили, что не будем выбирать какую-то одну из существующих точек зрения, чтобы наша история не была ангажированной и спекулятивной. Мы не пытались разобраться в этой истории с точки зрения, кто прав, а кто виноват — сейчас не это главное. Легко определить виновных и списать все на них, но СПИД — это та история, которая стала экзаменом для всей страны. Куда важнее то, как общество, как нация, как все мы с этим справились. Мы пытались сделать акцент на том, что исторические события происходят не где-то вдалеке — это то, что определяет наши жизни и определяет выбор. В такие моменты ты должен посмотреть в зеркало и задать себе вопросы: чего я стою как человек? кто я? У нас такие вопросы задавал себе герой Никиты Ефремова — рефлексирующий, пытающийся понять себя, эту историю, свою роль в ней.

<p>Никита Ефремов (справа) и Аскар Ильясов</p>Изображение © Среда, продюсерская компания

Никита Ефремов (справа) и Аскар Ильясов

История реальной трагедии

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:Вадим Покровский о эпидемии ВИЧ в РоссииДиректор Федерального центра СПИД отвечает на вопросы Владимира Познера.«Нулевой пациент» выходит с титром «Основано на реальных событиях». Элистинская трагедия 1988 года, когда в результате халатности ВИЧ заразились 75 детей и четыре женщины, была первой крупной вспышкой инфекции в СССР. Комиссия по расследованию во главе с Вадимом Покровским, который сегодня руководит Федеральным научно-методическим центром по борьбе и профилактике ВИЧ-инфекции (прототип героя Никиты Ефремова), установила, что вероятной причиной передачи вируса были многоразовые шприцы, которые перед новым использованием должны стерилизоваться, но вместо этого в них меняли только иглу. Минздрав РСФСР факт вспышки ВИЧ отрицал, а среди возможных причин инцидента называл болезнь овец и новый препарат иммуноглобулин.

Несколько пациентов переместили на лечение в медицинские центры соседних крупных городов, через год число зараженных на юге страны достигло 270 человек. Из первых 75 заразившихся детей 24 умерло в следующие девять лет. Возбужденное уголовное дело было прекращено в 2001 году за истечением срока давности, официально вина медицинского персонала не установлена. Именно после инцидента в Элисте в СССР стали создаваться центры по борьбе со СПИДом, массово распространилось использование одноразовых шприцев, внедрили тесты на вирусную нагрузку.

Евгений Стычкин

режиссер и исполнитель одной из ролей

Я сразу согласился на этот проект — это один из немногих случаев, когда то, что мы делаем, может быть по-настоящему важно. Наша история абсолютно реальна, она рассказывает о заражении семидесяти пяти детей и четверых взрослых, которое стало началом распространения ВИЧ в стране. Сейчас у нас более миллиона ВИЧ-положительных людей. Именно поэтому важно говорить об этом вслух, называть вещи своими именами. Проблема есть, но мы знаем, как с ней бороться. 

Максимально приблизить к реальности создатели хотели и визуальный ряд. Была проделана огромная работа по поиску реквизита, внешне и функционально соответствующего эпохе 1980-х. Стеклянные шприцы, медицинское оборудование и даже зажигалка Карахана (героя Евгения Стычкина) — это подлинные вещи, сохранившиеся с советских времен. Большая часть одежды в кадре — также вещи, произведенные в 1980-х. Часть из них пришлось перешить, как комбинезон героини Елизаветы Шакиры, часть — создать по оригинальным лекалам, как ее же белую дубленку, а некоторые предметы, как пальто героя Никиты Ефремова, нашли на «Авито».

Важным элементом стиля стало мозаичное панно из холла больницы, которое появляется не только в кадре, но и на официальном оформлении проекта. Оно вдохновлено рядом советских мозаик, в том числе работой художника Геннадия Черноскутова, прежде украшавшей больницу в городе Волжском. Панно размером 3х4 метра из 25 000 элементов разработали и собрали для сериала художник-постановщик Александр Арефьев и его ассистенты Никита Васильев и Павел Копаев. По задумке создателей изображение должно было получиться «с настроением»: немного печальным, но в то же время вселяющим надежду.

Сергей Ефимов

«Комсомольская правда»

Атмосфера 1980-х выглядит болезненно правдоподобной, без крена в китч, как это часто бывает; тщательно реконструированный исторический антураж перемежается реальной кинохроникой и все это для надежности скрепляется невзначай звучащими то БГ («Рок-н-ролл мертв, а я еще нет»), то группой «Альянс» («На заре»).

<p><br></p>Изображение © Среда, продюсерская компания


Это по-настоящему зрительское кино

Несмотря на мрачность темы, «Нулевой пациент» получился по-хорошему увлекательным развлечением. Это остросюжетный триллер с элементами детектива, где разгадку, несмотря на правдивость истории, зрителю часто удается найти лишь вместе с героями.

Это очень красивый продукт с визуальной точки зрения — разрабатывая цветовую палитру для сериала, продюсер Александра Ремизова вдохновлялась шедеврами мировой живописи. Картинка в «Нулевом пациенте» перекликается с оттенками картин «Разговор», «Красная комната», «Натюрморт с голубой скатертью» Анри Матисса, «Натюрморт с подсолнухами» Поля Гогена и «Портрет неизвестного, читающего газету» Андре Дерена. В кадре появляются красивейшие пейзажи (сталинские высотки Москвы, калмыцкие степи, которые снимали в окрестностях Волгограда) и люди (за романтические линии отвечают в том числе Александра Черкасова-Служитель и Елизавета Шакира).

Каждый персонаж, даже второстепенный, хорошо прописан, а центральные герои неоднозначны и многомерны. Наблюдать за каждым — удовольствие.

Алексей Комаров

«Кинорепортер»

Помимо убедительных актеров в ключевых ролях изумительны и труженики второго плана. Алексей Маклаков, например, с таким змеиным хладнокровием играет председателя КГБ, что от одного его присутствия в кадре на лбу выступают капли пота. Зато Владимир Стеклов в образе главного редактора газеты «Советская молодежь», где трудится Карахан, по-отечески мудр, строг и справедлив — до определенных границ. Иван Добронравов эффектно слетает с катушек, когда его персонажа подозревают в заражении вирусом, а Николай Шрайбер со звериной яростью подбивает жителей Элисты на бунт против «прокаженных». <…> Но важно не только то, что «Пациент» здорово снят и сыгран, закутан в стильный плащ перестроечного триллера, украшен ностальгическими хитами «Аквариума», Владимира Кузьмина и Blondie (в кавер-версии). Пугает и поражает другое: спустя 34 года после описанных событий сериал сохраняет болезненную актуальность.

 

Сергей Трофимов

режиссер и оператор

Любое кино, будучи массовым искусством, выполняет определенную миссию, в том числе социальную. Но успешной такая миссия может быть, если кино хорошее, а хорошее кино — это когда зритель подключается к героям и им сопереживает. За это мы и боремся в нашем проекте.

Режиссеры: 

Сергей Трофимов, Евгений Стычкин


Автор идеи: 

Андрей Геласимов


Сценарий: 

Олег Маловичко


В ролях: 

Никита Ефремов (Дмитрий), Аскар Ильясов (Кирсан), Павел Майков (Шипов), Евгений Стычкин (Карахан), Елизавета Шакира (Алена), Виктория Агалакова (Зина), Евгения Манджиева (Гиляна), Игорь Гордин (Владимир), Сейдулла Молдаханов (Марат Теменович), Иван Добронравов (Иван) и другие


Операторы: 

Сергей Трофимов, Сергей Колобов


Композитор:

Игорь Вдовин


Производство: 

Кинопоиск, Продюсерская компания «Среда», Россия, 2022