22 января 2020

Пять интересных фактов о военно-историческом фильме «Коридор бессмертия»

На Первом — телевизионная премьера фильма о подвиге вчерашних школьниц, которые в тяжелейших условиях возвели и обслуживали железнодорожную ветку, связавшую блокадный Ленинград с «большой землей». О каком секретном эпизоде Великой Отечественной войны идет речь в фильме, кто стал прототипами персонажей и с какими сложностями столкнулась съемочная группа «Коридора бессмертия» — в материале 1tv.ru.
Смотрите военно-историческую драму «Коридор бессмертия» 26 января после программы «Время»

В основе сюжета — история подвига, долгое время остававшегося тайной

Уникальная железнодорожная ветка Шлиссельбург — Волховстрой была построена в первые дни после прорыва блокады Ленинграда зимой 1943 года. 33 км путей были проложены силами вчерашних школьниц всего за 17 дней. При этом фашисты располагались на Синявских высотах и буквально невооруженным взглядом могли следить за прокладкой узкого коридора путей. В результате обстрелы были постоянными: до сих пор неизвестно, сколько человек из 5000, участвовавших в строительстве, погибло.

Из-за близости вражеской артиллерии технику и машины использовать было невозможно, материалы доставляли вручную, в тяжелейших условиях северной зимы. Особенно тяжело далось наведение моста через Неву в районе Староладожского канала: сильное течение постоянно сносило сваи. Мост длиной 1300 м построили полукругом, выгнутой стороной навстречу течению. Рельсы вмораживали прямо в лед.  

Для обслуживания построенной с таким трудом ветки не хватало состава и машинистов. В срочном порядке из выпускниц железнодорожных училищ была сформирована 48-я паровозная колонна особого резерва Народного комиссариата путей сообщения. Опытных машинистов собирали по всем фронтам и доставляли в окруженный Ленинград самолетами. Сами себя они называли «колоннистами».

Поезда ходили только ночью, с приглушенными огнями. Роль семафоров исполняли девушки, сутки проводившие в заснеженном лесу у путей. К весне 1943 года под непрекращающимися обстрелами было налажено регулярное сообщение. В осажденный город доставлялись тонны продовольствия, за сутки по «Дороге Победы», которую сами железнодорожники называли «коридором смерти», проходило до 35 поездов, каждый из которых перевозил груза столько же, сколько тысяча «полуторок». Дорога обеспечивала 75% всех доставок грузов в Ленинград (остальные 25% шли по «Дороге жизни» через Ладожское озеро).

Фашисты разрушали ветку Шлиссельбург — Поляны 1200 раз. Из 600 железнодорожников, которые несли службу в «коридоре смерти», погибли две трети.

О подвиге «коллонистов» стало широко известно относительно недавно. Фронтовым корреспондентам запрещено было писать о железнодорожной ветке на «большую землю», строительство и эксплуатация велись в строжайшем секрете. 

Федор Попов

автор идеи, режиссер и продюсер фильма

Меня поразило, что дорога была построена в столь невероятных условиях и в такие сжатые сроки, во многом женскими руками. Поезда, которые ходили по Шлиссельбургской ветке, обслуживали и вовсе вчерашние школьницы. Я ставил целью себе и съемочной группе показать войну через судьбы этих девчонок.

Создателей картины консультировал Даниил Гранин

История картины началась с сотрудничества режиссера, автора идеи и продюсера «Коридора бессмертия» Федора Попова и писателя Дмитрия Каралиса. Именно Каралис разрабатывал вопрос участия железнодорожников в снятии блокады Ленинграда в статьях, одна из которых привлекла внимание Попова. Каралис — сын начальника поезда и политрука 48-й колонны, поэтому тема для него практически личная. Он написал сценарий для документального фильма «Коридором бессмертия» 2005 года. В 2012 году подступался к истории о железнодорожной ветке из блокадного Ленинграда на «большую землю» и Попов. Тогда ему удалось снять документальный фильм, но идея о полном метре не выходила у режиссера из головы.

В итоге за эти годы была проделана колоссальная подготовительная работа. Консультантом по вопросам железнодорожного транспорта выступил Борис Лапидус, председатель совета директоров ЗАО «ТТК», старший советник президента ОАО «РЖД». Кстати, Лапидусу досталась и небольшая роль в фильме — он сыграл одного из пожилых машинистов.

Но самую важную помощь оказал создателям Даниил Гранин, его участие — большая честь и ответственность для всей съемочной группы. Писатель-фронтовик, автор «Блокадной книги», почетный гражданин Санкт-Петербурга выступил литературным консультантом картины, побывал на съемках, но готовый фильм увидеть, к сожалению, не успел.

Даниил Гранин

Я читал сценарий, он бесспорно достоин своего экранного воплощения. То, что уже отснято, выглядит многообещающе и честно. Девчонки настоящие. Я знал таких.

Прототипами персонажей стали реальные люди, участники событий

В фильме два главных персонажа: машинист, политрук и командир поезда Георгий Федоров по прозвищу Жора Полундра и юная Маша Яблочкина, которая поступила на железнодорожные курсы, чтобы получить постоянный источник питания, а в итоге участвовала в строительстве Шлиссельбургской дороги, а затем водила по ней поезда. У обоих героев есть реальные прототипы: политрук Георгий Иосифович Федоров и кондуктор Мария Ивановна Яблонцева.

Федор Попов

Во время работы над картиной я общался с сыном и внуком Георгия Федорова, а правнучка легендарного машиниста даже снялась в нашей картине в роли девочки, которую эвакуировали из блокадного Ленинграда на «большую землю». У Марии Ивановны Яблонцевой мы тоже брали интервью, ее рассказ о строительстве железной дороги вошел в документальный фильм «Колоннисты». К большому сожалению, она не дожила до премьеры фильма.

<p><br></p>Изображение © Творческая студия «Стелла»


В главных ролях не актеры первого эшелона, но подбор новых, «незамыленных» лиц был одной из задач режиссера. Машу сыграла Анастасия Цибизова, для которой это первая главная роль в кино, а Жору — Артем Алексеев, которого зрители помнят по ролям в других исторических фильмах и сериалах: «Золотая орда», «Последний янычар», «Дорога на Берлин».

Лучшую подругу Маши, вечно опекающую главную героиню сокурсницу Соню, сыграла Светлана Смирнова («Тест на беременность», «Серебряный бор»). Она же читает стихи Ольги Берггольц, звучащие в трейлере фильма.

Федор Попов

Настоящим открытием стала для меня петербургская актриса Светлана Смирнова-Кацагаджиева, сыгравшая роль Сони Вишневской. На эту роль претендовали две артистки, и обе на пробах великолепно прочитали стихи Ольги Берггогльц. Я не знал, кого из них утвердить, посоветовался со съемочной группой и остановил свой выбор на кандидатуре Светланы. Я рад, что принял именно такое решение. Светлана очень органична в своей роли, ей близка тема блокады: ее семья пережила блокаду, хотя без трагических потерь, к сожалению, не обошлось.

Снялись в фильме и настоящие звезды: Александр Яценко («Оттепель», «Аритмия», «Ненастье», «Отличница»), Дарья Екамасова («Жила-была одна баба», «Влюбленные женщины», «Американцы»), Игорь Ясулович («Гардемарины, вперед!», «Гостья из будущего», «Обратная сторона Луны»), Александр Обласов («Мажор», «Ланцет», «Галка и Гамаюн»), Анатолий Горячев («Орда», «Сладкая жизнь», «Штрафбат», «Господа-товарищи»).

<p>Дарья Екамасова </p>Изображение © Творческая студия "Стелла"

Дарья Екамасова 

На роли иностранных участников железнодорожного состава пригласили актеров из-за рубежа: эстонка Саара Кадак (исполнительница одной из главных ролей в номинированной на «Оскар» драме «Класс») сыграла проводницу Катю Березку, а испанец Хавьер Кальво, впервые снимающийся не у себя на родине, исполнил роль юноши-эмигранта Родригеса, специально для которой актер выучил русский. 

Все масштабные сцены были сняты на натуре с возведением уникальных декораций

Основные съемочные локации находились в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Новгородской областях. Для воссоздания атмосферы и эпохи использовалась компьютерная графика, но масштаб натурных съемок потрясает: строительство путей, наводка моста через Неву и проход по рельсам поездов снимались в специально возведенных декорациях. Основной метраж сняли на военном полигоне под Лугой.

Федор Попов

Эта натурная площадка представляет собой железнодорожное кольцо, длина круга составляет приблизительно 3-4 километра. Все съемки проходили ночью: во время блокады поезда с ценными грузами пускали именно в темное время суток, чтобы составы не попали под бомбежку или обстрел. Наша операторская группа провела огромную работу – необходимо было осветить целый километр железнодорожных путей.

Несколько сцен снимали в подмосковной Щербинке на экспериментальной кольцевой железной дороге, на аэродроме в Кубинке, в депо Санкт-Петербург Сортировочный Московский на Октябрьской железной дороге. Причем депо не только сохранилось в практически неизменном виде со времен блокады, но и может похвастаться небольшим музеем, который посвящен Шлиссельбургской ветке. Одно из фото в экспозиции — портрет начальника 48-й колонны особого резерва НКПС Кошелева, которого играет Тагир Рахимов. Работники депо сразу признали в нем Кошелева, а внешнего сходства не смог отрицать и сам актер.

Самыми сложными и масштабными были съемки в Шимске Новгородской области, где на берегу озера Ильмень был воссоздан процесс строительства моста через Неву. А из неожиданных препятствий съемочная группа называет погодные условия — морозную зиму приходилось снимать практически при плюсовой температуре и отсутствии снега.

Федор Попов

Искусственный снег можно было использовать не всегда. Порой нам приходилось прибегать к сложным манипуляциям. Мы собирали лежавший в низинах снег и на машинах перевозили его к месту съемок. Там вручную рассыпали лопатами. За день все это превращалось в грязную жижу, что причиняло большие неудобства актерам и съемочной группе.

<p><br></p>Изображение © Творческая студия "Стелла"


Проект удалось завершить, несмотря на финансовые проблемы

Бесснежная зима, 16-часовые смены и сложные инженерные задачи оказались не главными препятствиями для создателей проекта. За три месяца до начала съемочного периода у банка, где хранились выделенные Министерством культуры на работу деньги, отозвали лицензию, и счета были заморожены. Средства вернуть так и не удалось, тем не менее, было принято решение продолжать съемки. Деньги собирали самыми разными способами: вносили из личных сбережений, обращались в различные государственные и частные инстанции, объявили сбор средств в социальных сетях. Простые люди живо откликнулись на призыв киношников: через краудфандинговую платформу была собрана половина суммы, необходимая для строительства декорации железнодорожного моста на озере Ильмень. Пожертвования шли и по другим каналам: люди переводили от совсем маленьких сумм до крупных сумм, вплоть до 300 тыс. рублей.

Не желая экономить на воссоздании достоверных декораций, съемочная группа смогла сократить траты на зарплату массовке: в массовых сценах снялись более 600 человек, среди них более 50 детей. В основном они работали на волонтерских началах, при этом испытали на себе те же сложности, что и профессиональные актеры. При этом все с радостью делились впечатлениями от работы в социальных сетях.

Федор Попов

Титры у картины будут отличаться от обычных. В них обязательно будет благодарность огромному количеству неравнодушных людей. Тем, кто бескорыстно участвовал в массовых сценах, тем, кто решал организационно-административные вопросы, тем, кто жертвовал средства, силы, время на производство картины.

Активно включились в создание картины и крупные организации и учреждения: Министерство обороны бескорыстно предоставило для съемок действующие военные объекты, Российское военно-историческое общество поддерживало проект с момента появления идеи, РЖД оказывало посильную поддержку с подвижным составом и профессиональной экспертизой. На административном уровне фильм поддерживали в руководстве Новгородской и Ленинградской областей, в Российском союзе ветеранов и движении «Бессмертный полк».

Федор Попов

Мы не могли и не имели права остановить запущенный процесс. Сил придавала сама тема фильма и наши мужественные герои, на долю которых пришлись намного более тяжелые испытания, которые ни в какое сравнение не могли идти с нашими проблемами. В то время тоже хватало фактов несправедливости, предательства, трусости и даже мародерства... Но, мы же не об этом. Нам пришлось собирать средства для продолжения работы. Влезли в долги, привлекли личные средства, объявили сбор в социальных сетях. И многие люди откликнулись. Тема фильма очень многих не оставила равнодушными.

<p>Слева направо: Светлана Смирнова, Федор Попов и Анастасия Цибизова</p>Изображение © Творческая студия "Стелла"

Слева направо: Светлана Смирнова, Федор Попов и Анастасия Цибизова

Режиссер: 

Федор Попов


Сценарий: 

Дмитрий Каралис, Федор Попов


В ролях: 

Анастасия Цибизова, Артем Алексеев, Светлана Смирнова, Александр Яценко, Анатолий Горячев, Александр Обласов, Дарья Екамасова, Игорь Ясулович, Тагир Рахимов, Хавьер Кальво, Саара Кадак


Операторы: 

Максим Шинкоренко, Игорь Гринякин


Композитор: 

Андрей Головин


Производство: 

Творческая студия «Стелла», Россия, 2019

Смотрите военно-историческую драму «Коридор бессмертия» 26 января после программы «Время»
Комментарии загружаются