«Сильная и обескураживающая работа». Критики о фильме-победителе Каннского кинофестиваля «Квадрат»
4 октября 2018
Фильм Рубена Эстлунда — номинант на «Оскар» и обладатель «Золотой пальмовой ветви». Главный герой, куратор музея Кристиан, богат, разведен, привлекателен и, кажется, воплощает собой европейский средний класс. Но когда средь бела дня у него крадут бумажник и телефон, Кристиан начинает ставить под сомнение свои ценности. О том, почему фильм достоин внимания широкой аудитории, — в обзоре рецензий.
пт, 12
октября
00:25

Андрей Плахов

Коммерсант

Главная тема фильма — перегибы политкорректности, границы и парадоксы толерантности — звучит остро, а порой и убийственно. Конечно, здесь чувствуется школа бескомпромиссного Ингмара Бергмана. После его смерти шведское кино редко достигало международного признания. Но вот появился Эстлунд, которого после «Квадрата» можно назвать Бергманом эпохи политкорректности.

Тодд МакКарти

The Hollywood Reporter

Это сильная и обескураживающая работа, которая дерзко исследует границы политкорректности, свободы творчества и свободы слова. Фильм заслуживает широкого проката по всему миру.

<p><br></p>Изображение © Plattform Produktion, Arte France Cinéma, Coproduction Office


Константин Шавловский

АфишаDaily

«Квадрат» — социальная сатира, чем-то напоминающая «Черное зеркало», особенно в части критики современных медиа и в сценах, снятых в публичных пространствах, где показаны толпы разобщенных людей, каждый из которых отграничен от мира квадратом собственного смартфона. Как и полагается сатире, зритель должен узнавать в ней себя, отчего ему попеременно становится то смешно, то неловко.

Олег Зинцов

Ведомости

Эстлунду тесно в рамках сатиры. Ему важнее двусмысленность: как и публика перформанса, зритель «Квадрата» часто оказывается неуверенным в точности собственных реакций (сочувствия, осуждения, смеха, раздражения или болезненного узнавания себя). В результате то, что в начале фильма выглядит очевидным и плоским, как инсталляция «Квадрат», оказывается свежим и содержательным, потому что нагружено неоднозначным опытом героя и зрителя. А также автора, искусство которого не в том, чтобы тонко приправить мораль иронией, но в том, чтобы в череде комических и драматических ситуаций постоянно ставить под сомнение свое и наше право и на иронию, и на мораль.

<p>&#x42D;&#x43B;&#x438;&#x437;&#x430;&#x431;&#x435;&#x442; &#x41C;&#x43E;&#x441;&#x441; &#x438;&#xA0;&#x41A;&#x43B;&#x430;&#x441; &#x411;&#x430;&#x43D;&#x433;&#xA0;</p>Изображение © Plattform Produktion, Arte France Cinéma, Coproduction Office

Элизабет Мосс и Клас Банг 

Антон Долин

Meduza

Разумеется, «Квадрат» выходит далеко за пределы пародии. Эстлунд ничего не имеет против современного искусства и высмеивает вовсе не его. Режиссер точно почувствовал и емко передал утопическую природу contemporary art, существующего в мире небезупречных, порочных, слабых человеческих существ.

Квадрат — прекрасная метафора. Фигура, которой не существует в природе. Он воплощает равенство, которое никому не нужно и недостижимо в принципе. Он демонстрирует границы, которые нельзя переходить. Наконец, это ответ XXI века на «Черный квадрат» Малевича, главную икону предыдущего столетия. Рубен Эстлунд не верит в геометрию. Его вызывающе неправильные и восхитительно дискомфортные фильмы неизменно напоминают о том, что математика до сих пор не знает, как быть с человеком, как рассчитать его формулу и решить уравнение. Именно это незнание — лучший источник для вдохновения. 

Питер Брэдшоу

The Guardian

Фильм не обладает той же поразительной ясностью, что предыдущая картина Эстлунда «Форс-мажор». Но цель его — заставить зрителя охнуть от удивления. И он этой цели успешно добивается.  

<p><br></p>Изображение © Plattform Produktion, Arte France Cinéma, Coproduction Office


Режиссер и автор сценария: 

Рубен Эстлунд


В ролях: 

Клас Банг, Элизабет Мосс, Доминик Уэст, Терри Нотари, Кристофер Лессо, Лилианн Мардон, Анника Лильеблад


Оператор: 

Фредерик Вензел


Производство: 

Plattform Produktion, Arte France Cinéma, Coproduction Office, Швеция — Германия — Франция — Дания, 2017

Тематические категории:
Комментарии загружаются