19 января 2018

«Высоцкий. Спасибо, что живой»: что осталось за кадром фильма

На Первом — биографический фильм о последнем годе жизни Владимира Высоцкого, об артисте, который на вершине славы больше не чувствует в себе сил творить. О том, как создавался один из самых громких российских байопиков — в материале 1tv.ru.
Смотрите фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» в субботу, 25 июля в 19:50

Замысел

Работа над идеей и сценарием фильма шла около пяти лет. Картина рассказывает об одном из самых драматичных периодов жизни артиста: конец 1970-х, на который пришелся пик славы Высоцкого, был одновременно и временем физического и морального истощения музыканта. Сценарий написал сын Владимира Высоцкого Никита. В основу легли реальные события — гастроли в Узбекистане в июле 1979 года, когда у Владимира Высоцкого остановилось сердце.

Никита Высоцкий

Эту историю мне рассказал Сева Абдулов сразу после того, как отец умер. И я с ней жил 25 лет. Я не знал, что это будет — киносценарий, художественная книга об отце или спектакль, но она меня очень зацепила. И вот Константин Эрнст предложил мне писать сценарий игрового фильма об отце. К тому времени было снято сотни три документальных фильмов о Высоцком, каких-то передач, телевизионных проектов, выпущены десятки, если не сотни книжек мемуарного характера, тысячи интервью. Это делали примерно одни и те же люди. Они просто ходили по кругу, и к тому времени эта документально-мемуарная шахта была уже полностью выработана, искать там было уже нечего. Очевидно, пришло время сделать первый художественный фильм о Высоцком.

<p><br></p>Изображение © Дирекция кино, ЗАО, Monumental Pictures


Изначально проект назывался «Мой черный человек» по строкам из стихотворения Высоцкого, но по мере работы менялся сценарий, развивалась история, что привело и к изменению названия фильма. Оно было подсказано строками из того же стихотворения: «…мой хрип порой похожим был на вой, и я немел от боли и бессилья, и лишь шептал: спасибо, что живой».

Никита Высоцкий

Я считаю, фильм правдивый. Это не правда документа, но художественная правда, которая, на мой взгляд, иногда нужнее и выше, чем правда факта. Основное, чем я руководствовался, — своими разговорами с близкими отцу людьми сразу после того, как все произошло в 1980 году. Сейчас, когда люди пишут мемуары, они фильтруют то, что рассказывают. Они многого не помнят, многое допридумывают. Они думают, как будут выглядеть в этих мемуарах.

Персонажи

На момент выхода фильма в прокат (2011 год) личность актера, исполнившего главную роль, была главной интригой. Сергей Безруков, сыгравший Высоцкого, не появлялся на мероприятиях для прессы, его имя не упоминалось в информации о фильме, создатели картины намеренно делали из этого секрет. Удалось это благодаря сложному пластическому гриму, визуальным эффектам и искаженному при помощи технических средств голосу актера. Официально Сергей Безруков признался, что именно он сыграл в фильме, лишь год спустя.

Никита Высоцкий

Я испытываю огромное уважение к Сергею Безрукову, который все это время оставался безымянным исполнителем. Я считаю, что Сергей Безруков — один из лучших наших актеров, он сверхпрофессиональный человек. Те уникальные задачи, которые были перед ним поставлены, ни один актер из ныне живущих не смог бы выполнить. Это огромный труд и большая актерская работа! Я считаю, что на сегодняшний день, это его главная работа в кино.

Сергей Безруков признается, что сыграл Высоцкого в эфире "Вечернего Урганта". Выпуск от 16.04.2012

Другие персонажи, появившиеся в фильме, скорее собирательные образы, чем конкретные люди. Сева Кулагин, которого сыграл Иван Ургант, это и Всеволод Абдулов, и Иван Дыховчиный, и Борис Хмельницкий. Образ Татьяны Ивлевой, последней возлюбленной Высоцкого, которую сыграла Оксана Акиньшина, тоже далек от конкретного человека.   

Никита Высоцкий

Наша Татьяна — это образ очень молодой девушки, которая его любит, которую он любит. Мы постарались уйти и от внешнего сходства и от других реальных вещей. Когда я начинал писать сценарий, меня сносило к конкретным людям, которым я поначалу даже старался делать их собственные речевые характеристики. Потом мы решили, что этого делать не надо. Иногда излишняя конкретика, бытовые подробности, привязка к образу конкретного человека тяжелят и даже мешают.

<p><br></p>Изображение © Дирекция кино, ЗАО, Monumental Pictures


На другие роли были приглашены ведущие российские актеры: Андрей Смоляков, Андрей Панин, Владимир Ильин, Сергей Шакуров, Анна Ардова, Марина Александрова. Одну из первых крупных ролей сыграл режиссер Дмитрий Астрахан, который до конца съемочного периода не мог сжиться с тем, что не он главный на площадке, и каждый раз после команды «Снято!» наперегонки с Петром Бусловым бежал к режиссерскому креслу.

<p><br></p>Изображение © Monumental Pictures, Дирекция кино, ЗАО


Локации

Картину снимали в рекордные сроки, а вот подготовительный период занял три года. В поисках подходящей натуры и объектов группа объездила практически весь бывший СССР. Съемки проходили в России, Белоруссии, Казахстане и Узбекистане.

Узбекский аэропорт, куда прибывает на гастроли команда Высоцкого, снимали в белорусском Бресте. Администрация объекта с радостью пригласила киношников, потому что надеялась на то, что для фильма они оплатят ремонт. Но радость была недолгой, потому что ремонт делали «под 1979 год».

Никита Высоцкий

Там сейчас садится два самолета в неделю. И выглядит аэропорт точно как в конце 1970-х — начале 80-х. Его так и не переделали, потому что проект получил одну из последних государственных премий СССР и стал памятником архитектуры. Там нельзя даже лампочку поменять без согласования со специальной комиссией. И вот в этом аэропорту, нетронутом фрагменте той эпохи, мы и снимали.

<p><br></p>Изображение © Дирекция кино, ЗАО, Monumental Pictures


В самом Узбекистане съемки проходили в Бухаре и Самарканде. В бухарском Доме культуры снимали концерт, который должен был состояться в июле 1979 года и стал одним из ключевых эпизодов фильма. В массовку подобрали людей, который купили билеты на тот злополучный концерт, но так и не увидели выступление Высоцкого. 

Никита Высоцкий

У нас там были смены по 16 часов, и никто из массовки не жаловался, не спрашивал, когда закончим. Для них участие в этой картине было событием. Они видели Высоцкого, который выходил на сцену, искренне ему хлопали по семь, по десять дублей. И каждый раз аплодировали воодушевленно, а на финал песни даже стоя. Приходилось даже просить: спокойнее, тише.

Съемки в Самарканде, бывшей столице Тамерлана, «подмешивали» в кадры, отснятые в Бухаре. То есть, герой мог идти по бухарской улице, а, повернув за угол, оказывался в Самарканде. На это съемочная группа пошла намеренно — хотелось иметь как можно больше красочной натуры в кадре.

<p><br></p>Изображение © Дирекция кино, ЗАО, Monumental Pictures


Павильонные съемки совпали со смогом от лесных пожаров, который накрыл в Москву летом 2010 года. Работа продолжалась, несмотря на то, что в помещениях перегорали кондиционеры.

Петр Буслов

Всех объединил какой-то удивительный творческий запал. Все знали, что мы делаем фильм про Владимира Семеновича, отношение к нему невероятное, и эта мысль, если обычно говорят, что она грела, то в данном случае она нас охлаждала. Не давала перегореть проводам.

В павильоне были сняты сцены в квартире музыканта, обставленной предметами, которые предоставил музей Высоцкого на Таганке. 

Грим и костюмы

Грим Сергея Безрукова ежедневно занимал четыре часа, около полутора часов уходило на то, чтобы его снять. Решение образа Высоцкого — совершенно революционное: на создание уникальной технологии грима ушло шесть месяцев. CGI-графика и уникальный силиконово-пластиковый грим помогли приблизить актера к полному физическому сходству с поэтом. А с помощью последних цифровых технологий, искали идентичность с голосом Владимира Высоцкого. 

Петр Горшенин

художник по гриму

Грим состоял из нескольких частей. Это была не единая маска. Я лепил скульптурный образ Высоцкого по фотографиям, которые предоставил нам Никита Высоцкий. Их было более пятисот. По ним мы изучили черты Владимира Семеновича и характерные мимические выражения. В ряде мест скульптура была не толще одного миллиметра. Позднее по скульптуре изготавливалась мастер-форма, в которой отливался грим образа Владимира Высоцкого. Он состоял из лобной, носовой, подбородочной и щечных деталей.

<p><br></p>Изображение © Дирекция кино, ЗАО, Monumental Pictures


В работе над костюмами была выбрана золотая середина: часть предметов одежды была сшита специально для проекта, часть художники искали на блошиных рынках и у коллекционеров. Настоящим раем для костюмеров оказался Узбекистан, потому что местные жители с удовольствием приходили на съемки в выходных костюмах и платьях из 1970-х, которые они бережно хранили все это время. 

Екатерина Шапкайц

художник по костюмам

Многие вещи, которые вы увидите на экране, близки современному зрителю: те же джинсы, рубашки-марлевки. Главная героиня у нас одета вообще очень актуально. Мы не хотели делать из нее цитату из той эпохи, чтобы она была немножко вне времени. Нитку между современным зрителем и тем, что происходит на экране, непременно надо протянуть, что бы ни снимали — Средневековье, войну, чуму. Чаще всего стараешься сделать это через женские образы, через лирических героинь. В данном случае очень удачно, что виток моды пошел на сближение с 1970-ми годами. Хотя, сегодняшние вещи все-таки отличаются от аутентичных.

<p><br></p>Изображение © Дирекция кино, ЗАО, Monumental Pictures


Техника и реквизит

Оператор-постановщик Игорь Гринякин использовал для работы раритетные советские объективы. Это дало возможность получить особую глубину и насыщенность кадра, эффект «ретро без ретро», передать аромат и обаяние времени. Когда эти объективы установили на современную камеру, получилась конструкция весом около 30 килограмм. В последний раз такая техника использовалась на съемках киноэпопеи «Освобождение» Юрия Озерова в 1968-72 годах.

Раритеты появлялись и непосредственно в кадре: в Узбекистане нашли старые автомобили ГАЗ-21, давно снятые с производства, самолет АН-12 1960-х годов выпуска, перевозивший из Афганистана «груз 200», также летает в фильме, хотя на данный момент введен запрет на его использование. А вот Mercedes, на котором ездит герой, — точная копия автомобиля Высоцкого. Продюсеры фильма подняли архивные документы, нашли ПТС машины (паспорт транспортного средства). Узнав ее индивидуальный номер (VIN-код), заказали точно такой же автомобиль. При подготовке машины использовались материалы из архива музея Высоцкого, фотографии, свидетельства друзей.

Петр Буслов

Советский Союз, каким нам удалось его воссоздать в фильме, — я говорю про способ съемки, костюмы, лица, которые мы подбирали, потому что люди выглядели по-другому, говорили по-другому, — будет интересно увидеть людям старшего поколения, чтобы вернуться в то время, когда они были счастливы.

<p>Андрей Смоляков и Владимир Ильин (справа)</p>Изображение © Дирекция кино, ЗАО, Monumental Pictures

Андрей Смоляков и Владимир Ильин (справа)

Режиссер: 

Петр Буслов


Сценарий: 

Никита Высоцкий


В ролях: 

Владимир Высоцкий, Сергей Безруков, Оксана Акиньшина, Андрей Смоляков, Дмитрий Астрахан, Иван Ургант, Максим Леонидов, Андрей Панин, Владимир Ильин, Сергей Шакуров, Алла Покровская, Шухрат Иргашев


Оператор: 

Игорь Гринякин


Композитор: 

Руслан Муратов


Производство: 

Monumental Pictures, ДИРЕКЦИЯ КИНО, Россия, 2011

Смотрите фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» в субботу, 25 июля в 19:50
Комментарии загружаются