Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
24 апреля 2018, 21:10

В Берлине встретили штурмовик Ил-2, который 75 лет назад участвовал в воздушных боях в Заполярье

 

Кирилл Клейменов

Конечно, не всегда борьба за правду может вестись языком дипломатии. Иногда приходится вести борьбу иными средствами. Об этих страшных, но славных временах напомнит сюжет Ивана Благого. Он наблюдал за посадкой в Берлине легендарного советского штурмовика Ил-2.

Это и правда небо над Берлином и в нем действительно Ил-2. Настоящий, фронтовой.

Почти 2000 километров от Калуги до Берлина. Промежуточные посадки в Минске и Варшаве. Несмотря на сильный ветер, легендарный штурмовик Ил-2 сел в районе аэропорта «Шонефельд».

Летчик-испытатель Владимир Барсук — это именно он сидел за штурвалом — говорит, что во время перелета успели и в грозу попасть, и поболтало изрядно. Но помнить он будет другое — как на пути к немецкой столице смотрел на поля и думал о том, что здесь происходило в последний год войны.

«Летели по тем местам, по которым советские войска наступали на Берлин. Полет — дань памяти всем этим людям», — сказал летчик-испытатель Владимир Барсук.

В Берлин Ил-2 прилетел для участия в программе международного авиасалона ИЛА. Полеты штурмовика смогут увидеть тысячи зрителей. И вот, похоже, первый — сотрудник наземный службы аэропорта попросился сделать селфи в кабине. Но почему-то все думают — это лишь современная копия Ил-2, так называемая реплика. Вот и фотограф — он помнит русский со школы — удивляется: «Это не реплика? Оригинальный? Правда?»

Авиареставратор Виктор Лушин с гордостью показывает пробоину в корпусе. Он оставил ее специально. Как раз как доказательство — это не новодел.

«Если бы ее не оставили, больше было бы оснований говорить, что это не та броня. Это настоящая броня! Вот она, посмотрите, потрогайте», — говорит авиареставратор Виктор Лушин.

Чтобы понять, каков был фронт работ, достаточно посмотреть эти кадры: из воды достают тот самый Ил-2. Здесь же дочь героя Советского Союза Валентина Скопинцева. Это его самолет.

В ноябре 43-го при выполнении боевой задачи в Заполярье Ил-2 Скопинцева был подбит. Возвращался он, как поется, на честном слове и на одном крыле. Гидравлика повреждена, шасси блокированы. Мотор в итоге заглох за три километра до базы. Пришлось садиться на брюхо с тремя невыпущенными реактивными снарядами под крылом. Сели на замерзшее озеро. Удачно. Летчик Валентин Скопинцев смог покинуть кабину и вытащить раненого стрелка Владимира Гуменного. Ну а Ил-2 ушел под лед. Его подняли почти через 70 лет.

«Мы достаточно длительное время восстанавливали этот самолет. Очень бережно, очень внимательно подходили, чтобы сохранить тот конструктив, который был изначально разработан в этой машине», — сказал вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации Сергей Герасимов.

Впрочем, некоторые вещи решили все же переделать по-своему. Например, листы обшивки именно на этом самолете изначально были закреплены неправильно. Так, что могли задираться при полете. Впрочем, критиковать тех, кто во время войны собирал самолет, у реставраторов язык не поворачивается.

«На заводах в это время как раз все мужчины ушли на фронт, их места занимали либо пожилые люди, либо женщины, либо дети. Вот такая история. Поэтому листы, к сожалению, не использовали», — рассказал руководитель проекта «Крылатая память Победы» Борис Осетинский.

Ил-2 — самый массовый военный самолет за всю историю авиации. И, тем не менее, в мире сегодня есть лишь два таких штурмовика, годных к полетам. Так что увидеть Ил-2 в небе для любителей авиации действительно редкая удача. Всего несколько дней штурмовик в Берлине. Затем под крылом самолета снова будут поля и леса. Он возьмет курс обратно на Калугу.

Читайте также: