ПРО — проблема, в которой завязаны интересы многих ведущих стран мира
Сегодня американский конгрессмен Курт Уэлдон, который возглавляют делегацию конгресса в Москве, сообщил, что привез устное послание президента Буша. Президент США предлагает России рассмотреть возможность совместного создания системы ПРО. Однако сегодняшняя инициатива Владимира Путина о разработке европейской системы ракетной безопасности, видимо, изменит русло дальнейших переговоров на эту тему.
Идея создания национальной системы ПРО вынашивалась десятилетиями. С момента появления баллистических ракет основные противники в холодной войне США И СССР разрабатывали концепции и программы, вели гонку вооружений. В итоге в 72 году был подписан договор по ПРО, главной задачей которого был сдерживающий эффект. Но с ходом времени, изменениями политической обстановки в мире, ростом технологий в Соединенных Штатах все более активно обсуждалась необходимость создания ракетного щита конкретно для одной страны. В 1998 году Северная Корея провела успешные испытания собственной баллистической ракеты, и Вашингтон сделал вывод о существовании угрозы своей национальной безопасности со стороны так называемых стран-изгоев. Тогда, президент США Вилл Клинтон заявил о намерении развернуть НПРО. Это система, позволяющая отследить запуск ракеты и сбить, не допуская подлета к территории США. Конгресс США одобрил проект, стоимость которого составляет по разным оценкам от 60 до 100 миллиардов долларов. Однако, уже на стадии испытаний готовых частей системы-спутника наведения на цель, стали видны явные недоработки. Ракеты перехватчики не смогли достать цель из-за неточных координат.
1 сентября 2000 года Билл Клинтон отказался от немедленного разворачивания НПРО, оставив решать эту проблему новой администрации Белого Дома. Зато его преемник Джордж Буш занял жесткую позицию обеспечения безопасности США. Он дал четко понять, что система НПРО будет развернута вне зависимости от каких-либо противоречащих факторов. А их очень много. Во-первых, жесткая позиция России о нерушимости договора по ПРО (создание НПРО подразумевает выход США из договора). Переговоры на эту тему между Кремлем и Вашингтоном велись с 1993 года с переменным успехом, но достичь понимания не удавалось. Но недавно президент России Владимир Путин предложил американским оппонентам альтернативное решение проблемы. Речь идет о создании системы глобального контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий (ГСК). В отличие от НПРО она подразумевает защиту для всех стран-участниц, а не какой-то отдельной нации. По расчетам, ГСК может оказаться даже эффективнее американской системы, потому что задействует общемировую систему слежения и позволяет уничтожать опасные ракеты почти в момент запуска. Российское предложение вызвало интерес и у европейских стран НАТО, которые оказались за бортом американской НПРО, и у таких стран как Китай, также как Россия резко выступающих против нарушения договора по ПРО от 1972 года. Ожидается, что позиция новой американской администрации по инициативе Москвы будет высказана на ряде российско-американских встреч на высоком уровне в ближайшее время.
В прямом эфире ОРТ о ситуации вокруг ПРО рассказал заместитель главы думского комитета по обороне Алексей Арбатов (см. видеоприложение).

