Открыт памятник легендарному полярному летчику Леваневскому
В Москве открыли стелу в память о экипаже самолета Н-209, экипаж которого предпринял попытку в 1937-м году на необкатанном самолете перелететь из Москвы в Америку.
Командиром экипажа был герой Советского Союза Сигизмунд Леваневский.
Репортаж Александра Евстигнеева.
Появления этого памятника ждали с 1937 года. Те, чьи фамилии на постаменте - до сих пор не найдены. И для родственников - это единственная возможность возложить цветы "своим". Летчикам легендарного полярного экипажа. Их трагическая история началась ровно 70 лет назад. И не закончилась до сих пор.
Он одним из первых пролетел над Арктикой. Он вторым в стране получил звание Героя. За спасение челюскинцев. Такой человек мог добиться разрешения на самый рискованный полeт. И он это сделал. 12 августа 37 года бомбардировщик с бортовым номером Н-209 вылетает на Аляску. Пятеро смелых везут подарки "за океан": чeрная икра для конгрессменов и меха для Элеоноры Рузвельт.
Дочери бортового радиста Николая Галковского - Гале тогда было 7 лет. Она помнит, как слушали по радио сообщения отца: прошли над матушкой-Волгой, летим над Полюсом. И то самое - последнее.
Галина Айвазян (Галковская), дочь радиста самолeта "Н-209" Николая Галковского: "Такие слова были последними: "перелетели Северный Полюс. Что-то с маслопроводом случилось. Один мотор вышел из строя. Ждите". И дальше многоточие… И бабушка спросила, это что - гибель?"
В гибель не верили. Пропавший экипаж искали полярные лeтчики сразу с двух сторон: советской и американской. По просьбе СССР сутками не спали военные радисты и радиолюбители. И вроде бы даже ловили сигналы с позывными Леваневского. Но настолько слабые, что так и не поняли главного: из какой точки летит "SOS".
Юрий Сальников знает даже незначительные детали истории пропавшего экипажа. Он изучает еe уже 3 десяток лет. Выпустил книгу и снял фильм. Его версия: после отказа одного из 4-х двигателей самолeт потерял высоту, покрылся многотонной коркой льда. И упал или аварийно сел между полярными островами Спай и Тетис.
Юрий Сальников, автор книги и документального фильма об экипаже Сигизмунда Леваневского: "Самолeт "Н-209" со всем экипажем, то, что осталось от экипажа, где-то покоится в шельфе. Там причeм небольшая глубина. От 5 до 10 метров всего. Самолeт видели три эскимоса, и один даже наблюдал в бинокль".
Как говорили очевидцы, в свой последний полeт Леваневскоий, Кастанаев, Годовиков, Побежимов и Галковский отправлялись на самолeте, который ещe не прошeл все испытания. Экономили время и ресурс двигателя. Когда "Н-209" поднялся в воздух - из крайнего правого двигателя пошeл дым.
Через 70 лет исторический круг замкнулся. Памятник пропавшему экипажу поставили ровно в том месте, где раньше располагался испытательный аэродром, с которого самолeт "ДБ-А" впервые поднялся в воздух. По мнению тех, кого коснулась эта история, чтобы поставить конечную точку - осталось найти останки самолeта и экипажа.