В Россию с любовью: почему в страну возвращаются те, кто мечтал уехать
Тенденция последнего времени: в Россию начали возвращаться те, кто уехал из страны в начале девяностых, потеряв надежду на то, что в России что-то может измениться. Тогда действительно для многих казалось невероятным, что нашу страну можно будет сравнивать с благополучной и уже несколько расслабленной Европой и при этом сравнении выяснится, что в России и перспектив больше, и жизнь интереснее. Несколько историй возращения на Родину.
Репортаж Екатерины Кибальчич.
Русских так много, что немецкая почта не справляется. Посылки с подарками в Россию принимают через продуктовые магазины. В Германии это уже русская традиция. Принимает посылки хозяйка магазина, тоже русская Елена Кильтау. Ее семья - пример успешной эмиграции и интеграции.
Елена кильтау: "Ты немчик? Или кто ты? - Я молодой! Ты русский или немец, кто ты? – Русский".
Спустя 10 лет в немецком Штутгарте дети Кильтау по-немецки говорят лучше, чем по-русски. Семейный бизнес идет в гору, но в этом году Елена решила отправить в родной Омск не посылку, а самое дорогое, своего сына Артура.
Артур Кильтау: "Россия, как немцы сейчас говорят, там происходит бум, экономический бум. Они все хотят, все стремятся туда, все инвестировать в Россию".
Последние дни в Штутгарте - это и напутствие дедушки, и прощание с младшим братом Робертом. Роберт рисует Артуру сибирские заснеженные елки. Через несколько дней Артур их сам увидит. Спустя 10 лет после отъезда в Германию.
Раньше в русском доме принимали эмигрантов, теперь отправляют назад. "Возвращенцев" так много, что в немецком Интернете для них есть даже специальные ресурсы: как вернуться. О программе помощи соотечественникам в переселении здесь пока мало знают. До ближайшего консульства 400 километров. И указ президента России о переселении - здесь документ, который зачитан до дыр.
Наталья Яковлева, директор Русского дома земли Баден-Вюртенберг, депутат городского совета города Эслинген: "Разочарованных очень много и ежели сейчас действительно им помочь, передать вот эту информацию".
Наталья Яковлева, как и большинство русских эмигрантов, приехала в Германию в 90-х. Вышла замуж за инженера автомобильного завода "Порше", а сама работала архитектором, говоря лишь по-английски. Теперь такое было бы невозможно: даже немцам трудно найти работу.
Наталья Яковлева, директор Русского дома земли Баден-Вюртенберг: "Если в России, будем надеяться, поднимаются, то в Германии наоборот сокращаются все эти социальные пособия, помощь детям. То есть это чисто внешний такой блеск, который не касается всех".
"Мерседес", "БМВ" и "Порше" - в южных землях Германии не роскошь, а градообразующие предприятия. Последствия экономического кризиса в Штургарте и Мюнхене, казалось бы, чувствуются меньше, чем где-нибудь в Германии. Но даже здесь находятся тысячи людей, которые хотят покинуть Германию.
В министерстве МВД в Штутгарте каждая семья из России на учете. Власти Германии массовой эмиграции русских не рады.
Карл Дортмунд, заместитель министра МВД земли Баден-Вюртенберг: "За год от нас уехали 1300 россиян. Мы рады, когда уезжают люди, которые живут на пособие, и конечно, не рады, когда уезжают те, кто открыл свой бизнес и дает рабочие места. Я должен признать, что россияне интегрируются очень хорошо, лучше, чем турецкая община".
Владелец ночного клуба Андрей Рейхарт, приехав в Германию, бросил курить и начал готовиться к участию в марафоне.
Андрей Рейхарт, русский эмигрант: "Если ты хочешь жить в этом обществе, то тогда ты обязан меняться или подстраиваться".
Андрей Рейхарт живет по законам немецкого общества. На встречи не опаздывает, сам работает за стойкой бара, хоть и директор. Но свой клуб он решил сделать не для немцев, а для русских.
Андрей Рейхарт, русский эмигрант: "Этот русский ген сидит в нас глубже, чем мы с самого начала сами думали. Вот я про себя могу сказать, я думал, перееду в Германию и все. А нет, постоянно тянет".
Приезжих из России в Германии в несколько раз меньше, чем турок. В кафе кебаб встречается чаще, чем баварская колбаска. В этой закусочной еду делают строго по нормам Евросоюза, но по-немецки повар Самир может сказать только названия лепешек и цены в евро.
Самир, повар: "Я живу в Германии 13 лет. По-немецки я уже много понимаю, но говорю еще мало".
Туркам в Германии и безработица, и кризис нипочем. Глава турецкой общины Штутгарта не знает тех, кто хотел бы вернуться.
Айкыт Дуэзгинер, глава турецкой общины города Штутгарт: "Турки ездят домой, только когда хотят найти жену, а потом с женой снова возвращаются в Германию. По сравнению с Турцией здесь рай!"
Айкыт Дуэзгинер, глава турецкой общины города Штутгарт: "Автоматический туалет на улице! Разве вы где-нибудь такое видели! Чтобы туалет сам открывался! Вот это цивилизация!"
Игорь Блинов, врач-терапевт: "Конечно, рыба чувствует себя, где глубже, а человек, где лучше, только вот это лучше у каждого свое".
В центре пряничного немецкого городка Эслинген у русского терапевта Игоря Блинова свой медицинский кабинет. Врач Игорь Блинов прошел все ступени интеграции, выучил немецкий, выучил законы и открыл свой бизнес. Теперь осталось все это закрыть и уехать в Россию.
Игорь Блинов, врач-терапевт: "Как говорил Достоевский, народами движет идея. А русский народ, он вообще идейный. Чтобы не потерять детей для, так назовем высоко, для той православной культуры, которая возрождается сейчас в России. Мы, конечно, хотим до их какой-то зрелости туда вернуться".
Пациенты часто не догадываются, что когда Игорь снимает халат врача, то превращается в отца Игоря и носит другую одежду. Проповедь "наше духовное отечество ждет". В православном храме Штутгарта молятся о России и плачут.
Ипполит: "Раз в жизни такое бывает, что патриарх служит".
Для Ипполита это как знак свыше. Его семья решила вернуться в Краснодарский край к родителям.
Ипполит: "Я мог бы работать на стройке".
Ипполит не уверен, что дома будет жить богаче, чем сейчас в Мюнхене. Но воспоминания и фотографии из родной деревни, где Ипполит пилит яблоню, а дети играют с соседским псом, берут верх.
Ипполит не уверен, что дома будет жить богаче, чем сейчас в Мюнхене. Но воспоминания и фотографии из родной деревни, где Ипполит пилит яблоню, а дети играют с соседским котом, берут верх.

