В Белоруссии появился «бульболёт», но чиновники закрыли ему дорогу в небо
Белорусские изобретатели создали уникальный самолет. Вместо двух крыльев у него одно – овальное.
Необычная модель, которую сами конструкторы называют "бульболётом" и "яйцепланом", пока поднялась в воздух лишь однажды.
Репортаж Антона Войцеховского
Свой необычный самолет они собрали в обыкновенном автомобильном боксе. Сейчас его уже там нет, но схемы и рисунки по-прежнему хранятся в здании рядом.
В небольшой комнате на столе – чертежи построенного, на стенах – рисунки еще непостроенного. Оба конструктора объясняют: их изобретение – это не самолет, а универсальное крыло, которое, теоретически, можно приспособить на любой фюзеляж, от легкого мотодельтаплана до тяжелого гидросамолета.
Глядя на машину, язык не поворачивается сказать "самоделка". Хотя и строили его изобретатели, и почти все материалы покупали на свои.
Понятия "экспериментальная авиация" в Белорусском воздушном кодексе нет. А форму этого самолета даже при большом желании традиционной никак не назовешь.
Если все-таки сравнить его с другими, серийными моделями, то этот самолет чем-то напоминает биплан, это когда два крыла – одно над другим. Такие самолеты в народе часто называют "кукурузниками". Также у него есть что-то от моноплана с винглетами, это когда кончики крыльев изогнуты вверх или вниз. Конечно, буквально такую конструкцию крыла никто никогда не строил, а если и пытался, то это не летало.
Двухместный самолет из стали и дюралюминия, весит 1450 килограммов. Но самое главное – крыло. История авиации знает много примеров экспериментов с крыльями: обратная стреловидность, впервые опробованная на немецком "Юнкерсе-287"; летающее крыло – российский самолет "ЭКИП"; гибкое крыло – новый проект НАСА; или еще одно, смонтированное на американском самолете "AD-1".
Вот только с замкнутым крылом в виде эллипса почти никто не экспериментировал. Были попытки в начале прошлого века и в конце его, но все это либо совсем не летало, либо летало в виде модели. А этот самолет полетел, причем овальное крыло хорошо держит аппарат в воздухе. Внутри крыла образуется как бы воздушный тоннель и потоку некуда деться, ни вправо, ни влево, только пройти насквозь.
Но первый может так и остаться последним. Ведь если экономические препоны пусть медленно, но преодолеваются, то несовершенство лётного законодательства невозможно ни обойти, ни облететь ни на одном экспериментальном самолете.