Как объяснить ребёнку, что такое деньги?
Должен ли ребёнок, участь в школе, подрабатывать. Таким вопросом задаются не только в тех семьях, где живут очень скромно, но и в вполне обеспеченных. Мол, это формирует в детях правильное отношение к деньгам.
Саше всего 6 лет, она только пошла в школу, но уже умеет складывать в уме трёхзначные цифры. Каждую неделю мама даёт ей 100 рублей на карманные расходы. Можно потратить на леденцы и жевательную резинку, а можно припрятать в игрушечный сейф и попробовать накопить на куклу своей мечты. Кукла стоит 800 рублей, значит нужно ограничить себя в расходах на целых два месяца, подсчитала Саша. Но удержаться от соблазна купить себе какой-нибудь пустяк - непросто.
Александра Вожегова: "Я себе покупаю что-нибудь. Родителям помогаю, если у них не хватает".
Родители Саши решили сразу - деньги дочери нужно давать не за оценки, а просто так. Когда у ребёнка свой бюджет, ему уже неловко выпрашивать подарки в магазинах. А пятёрки в школе - это богатство, которое не нужно конвертировать в рубли.
Евгения Вожегова: "Она должна знать, для чего она учится и для чего ей хорошие оценки. Не для денег".
Эти омские школьницы пришли в кружок народных промыслов не ради выгоды, а чтобы научиться традиционной росписи по игрушкам и посуде. Но когда обнаружили, что их творения пользуются спросом на ярмарках юных мастеров, были приятно удивлены. Полгода упорной работы, один день торговли и каждая художница заработала по 50 рублей. Может это и немного, говорят ученицы, зато первая настоящая зарплата, которую приятнее тратить, чем деньги родителей. Папы и мамы тоже довольны - дети с малых лет узнают цену своего труда.
Валерий Уваров: "Чтобы те же самые предметы художественного творчества продавать, это надо, чтобы всё лучше и лучше, и лучше. Соответственно, материальное будет подталкивать художественное".
Для юной художницы Наташи доход от продажи поделок весомый, но всё-таки не главный стимул посещать кружок. Заниматься росписью, а потом торговлей - это и работа, и удовольствие. Только теперь школьница не может определиться - кем же она больше хочет быть, когда вырастет: художником или продавцом.
Наталья Коростелёва: "Покупатели с тобой советуются - какую лучше взять. Здорово, мне кажется. Мне больше всего нравится общаться, что советуются с тобой".
Для семиклассницы Маши вопрос выбора будущей профессии уже решён. Последние 2 года она всё время, свободное от школьных занятий и уроков хореографии, работает в магазине детских товаров. Частное предприятие её мамы стало семейным бизнесом. Маша советует - какой товар закупать для реализации, и в роли продавца помогает покупателям определиться с выбором. При этом не забывает сделать домашнее задание - тут же, в подсобном помещении магазина.
Мария Неустроева: "Сначала за продавцами смотрела. Как они работают, их действия, а потом уже сама стала подсказывать покупателям, что им лучше приобрести".
Сначала ни о какой зарплате для Маши не было и речи. Но потом мама захотела поощрить ребёнка за добросовестный труд. Первое время Маша зарабатывала 100 рублей в день, а сейчас её оклад уже вырос до 250. И это не предел, говорит мама. Маша подняла семейный бизнес на новую высоту коммерческого успеха. А значит, заслужила каждый рубль сполна.
Юлия Неустроева: "Маша подсказывает, что сейчас у них популярно в детской среде, какими они увлекаются мультиками, фильмами, книгами - всё это отражается на детской одежде, на детских тетрадях, канцтоварах, на всём. Поэтому Маша - главный советчик".
В этой семье, в отношениях матери и дочери, директора магазина и продавца - деньги, конечно же, не главное. Но Юлия уверена, раз уж дети очень рано понимают, что такое деньги и как их можно потратить, то должны знать и обратную сторону медали - каким трудом их можно заработать.
Гость в студии - Антон Сорин, психолог, специалист в области аналитической работы с детьми и подростками
Ведущий: Как научить ребенка понимать, что такое деньги, ценить их объяснит специалист в области аналитической работы с детьми и подростками Антон Сорин. Антон, добрый день.
Гость: Здравствуйте.
Ведущий: В каком возрасте можно уже затевать разговор, что ничто не дается просто так, а все надо покупать за тяжко заработанное?
Гость: Если с вами ребенок не завел этого разговора раньше, то годам к трем можно уверенно начинать с ним разговаривать об этом самому.
Ведущий: Какими словами?
Гость: Самыми простыми, самыми естественными, которые приходят в голову на уровне здравого смысла родительского о том, что папа, мама работают. На работе проводят огромное количество времени, стараются все сделать для того, чтобы у тебя было что-то, какие-то материальные блага. Но так же очень важно, чтобы ребенок понимал, что даже если деньги у родителей есть, они принимают, и только они принимают решение о том, как эти деньги тратить. Потому что очень у многих детей возникает вопрос: почему папа, мама, ты платишь за мои уроки английского языка, но не можешь мне купить машинку? Деньги же есть. А вы можете смело объяснять своему ребенку, что деньги есть, но я и только я решаю, как эти деньги тратить. Ты эти решения будешь принимать тогда, когда будешь деньги зарабатывать самостоятельно.
Ведущий: Как объяснить ребенку детсадовского возраста что такое именно деньги?
Гость: Это очень просто. Любой детсадовский ребенок очень часто, практически во всех случаях, готов поддержать нормальную старую добрую детскую игру в магазин. Не надо вдаваться в марксистскую схему товар-деньги, товар-деньги-товар-деньги. Ребенку можно просто объяснить, что деньги - это некоторое универсальное средство, на которое взрослые могут что-то поменять. И в простой опять-таки игре это можно очень наглядно продемонстрировать и показать, что если ребенок определенную сумму потратил и что-то приобрел, то денег больше нет. Соответственно в течение какого-то времени ничего другого покупать он не сможет.
Ведущий: В каком возрасте можно начинать давать уже какие-то карманные деньги?
Гость: Вы знаете, это естественно очень индивидуальный вопрос. Когда ребенок способен ответственно потратить деньги на то на что вы ему их даете, начиная с этого момента ребенку можно их выделать. Как правило, это не самая младшая школа, то есть это в районе 4-5 класса.
Ведущий: Но у всех возможности разные, есть богатые, есть бедные семьи. Какую сумму выделять?
Гость: Это естественно напрямую зависит от того, на что ваш ребенок собирается эти деньги потратить. То есть, если это некоторые целевые финансовые вложения, нужно исходить из того, сколько стоит то, что ребенок собирается приобретать. Понимаете в чем дело? Ребенок, это, как правило, человек, у которого возникают проблемы с самоконтролем. Сколько бы денег вы ему не дали, он потратит их все. Поэтому я подчеркиваю, да принципиально важна связь между выделенными деньгами и тем, что на эти выделенные деньги необходимо приобрести.
Ведущий: А можно ли у ребенка создать понимание, что деньги надо зарабатывать трудом, платя ему за хорошие отметки в школе?
Гость: Это очень большая серьезная проблема. Это проблема, напрямую зависящая от того, какие цели вы ставите перед обучением. Если ваша задача довести ребенка до благополучного окончания школы, вуза и чтобы к этому вопросу мы больше никогда не возвращались, тогда определенные финансовые вливания в процесс обучения целесообразны. Если вы хотите, чтобы у ребенка сформировалась определенная познавательная мотивация, то это, конечно, недопустимо.
Ведущий: Большое спасибо, Антон. Сведущий детский психолог Антон Соин рассказал, как привить ребенку правильное отношение к деньгам. Вот что полезно вынести из его слов всем родителям.
Уже в три года дети способны понять, что за еду, одежду, игрушки надо платить тем, что родители зарабатывают. Но денег много не бывает, поэтому тратить их надо с умом. Есть множество ограничений.
Очень хорошо поиграть с ребёнком в магазин, чтобы он увидел сам механизм, как бумажки и монетки обмениваются на что-то нужное.
Давать школьнику карманные деньги лучше раз в неделю. Это приучит его планировать свои расходы.
Ребёнок не должен располагать большими суммами. Это его развратит, толкнёт на ненужные и даже опасные траты.
Платить за хорошие оценки, за чтение книг, по мнению нашего гостя, совершенно неоправданно. Иначе просто так, задаром, ребёнок перестанет что-либо делать.
Отправлять школьника подрабатывать можно, только если семья очень и очень нуждается. В иных случаях не стоит, а то ребёнок может решить, что вовсе не обязательно учиться. Можно получать деньги и так.

