Россия и Белоруссия договорились о льготных ценах на «черное золото» для братского народа
Главное событие недели в экономике: благополучно разрешился спор России и Белоруссии по поводу экспортных пошлин на российскую нефть. Стороны подписали соглашение, по которому для внутренних нужд Минск продолжит получать нефть без пошлин, а за перепродажу нефти из России пошлины будет платить.
В советские времена Белоруссию называли сельскохозяйственной республикой, недаром ее герб - снопы с зерном. Другой имидж страны - это гигантский сборочный цех, где делают все, от наручных часов до БелАЗа.
Но мало кто знает, что последние десятилетия Белоруссия была крупнейшим в Европе нефтяным оффшором. Не имея своих больших месторождений, республика жила за счет нефтепереработки и нефтепрокачки. Легкая нефть - почти как в Саудовской Аравии.
Андрей Суздальцев, политолог: "Долгие годы Белоруссия получала, так сказать, союзную нефть, которая была вообще лишена какой-либо экспортной пошлины. Сейчас ситуация резко поменялась: этот оффшор Россия закрывает".
Документы на поставки нефти подписали в эту среду вице-премьеры России и Белоруссии.
Игорь Сечин, заместитель Председателя Правительства РФ: "Я должен отметить, что и российские эксперты, и сотрудники министерств и ведомств тоже не уходили ни в отпуска, ни на выходные. Не считались со временем. Но, в результате, мы довели эту работу на этом этапе до логического завершения".
Владимир Семашко, первый заместитель председателя правительства Белоруссии: "Сегодня, действительно, мы готовы к подписанию этих документов. Подпишем и будем по ним работать".
Белорусский вице-премьер Владимир Ильич Семашко недаром носит с собой авторучку. Подписания этих документов ждали целый месяц. Ведь с начала года нефть поставлялась на неопределенных условиях. Два белорусских нефтеперерабатывающих завода были на грани остановки.
Похожий новогодний конфликт случился ровно три года назад. Белорусы тогда даже запасались бензином. В 2007 году пресса назвала это "нефтяной войной". Но в результате обе страны подписали соглашение, где сказано, что Белоруссия соглашается на мировые цены на нефть.
За это Россия предоставляет Белоруссии на три года льготный, так называемый переходный период. Он закончился как раз 31 декабря 2009 года. Но еще несколькими днями ранее стало понятно, что выполнять соглашение никто не собирается.
Александр Лукашенко, президент Белоруссии: "Сегодня вы не видите и не слышите, а идет борьба, а может и сражение. Пока местного значения. За цену на газ и нефть. Они нигде не подорожали за этот год, кроме как для Беларуси! И нам предлагают на будущий год еще выше".
Это, конечно, лукавство. Нефтяные цены для Белоруссии всегда были ниже, чем для той же Украины, а, тем более, Европы. Нефть поставляли со скидкой в 40 процентов от мировой цены. А Белоруссия ее перерабатывала и продавала в Европу.
Андрей Суздальцев, политолог: "Эта дельта остается в Белоруссии. Но Белоруссия какое имеет отношение к этой нефти, добытой на болотах Западной Сибири? Она - посредник. Мы лишаем ее посреднической доли".
На белорусской радиостанции обсуждают предложение России. 14 миллионов 200 тысяч тонн - по мировой цене, так как это количество нефти белорусские фирмы-посредники будут перепродавать в Европу.
Но остальные 6 миллионов 300 тонн нефти, для внутреннего потребления, Россия готова поставить без пошлины, чтобы поддержать белорусский народ.
Ярослав Романчук, экономист: "Надо отказываться от архаичной социалистической экономики, на которой хорошо жируются нефтяные компании-посредники".
Спор о поставках ресурсов в этом году шел по всем правилам энергетических войн. Еще полгода назад в "молочной войне" Белоруссия шантажировала тем, что не будет участвовать в оборонном проекте. Сейчас намекала на выход из Таможенного союза.
Александр Шпилевский, председатель Государственного таможенного комитета Белоруссии: "Данная ситуация по поводу таможенных пошлин на нефть скажется на отношениях России и Беларуси. С точки зрения влияния на создание Таможенного союза - трудно прогнозировать".
В начале этого года было много совпадений. С 1 января перестали действовать льготы на поставки нефти, вступил в силу Таможенный союз. И еще одно событие: в Литве закрылась крупнейшая для Восточной Европы атомная станция. Ровно в полночь по московскому времени, под бой курантов.
Это была запланированная остановка, станцию закрыли по требованию Евросоюза из-за того, что она построена по одному проекту с Чернобыльской.
В зале реактора Игналинской АЭС тихо и безлюдно. Еще пару недель назад здесь вырабатывали электричество не только для потребностей Литвы. Его еще и продавали в Калининградскую область и в Белоруссию. Но сейчас реактор заглушили и он, по сути, служит резервуаром для хранения использованного радиоактивного топлива.
Одним нажатием кнопки Литва из продавца электричества превратилась в покупателя. Жители Прибалтики получили новые коммунальные счета.
Римантас Кумпис, лидер общественной организации "Форум атомщиков Висагинеса": "После закрытия станции мы уже знаем, что электричество дорожает на 30 процентов. Горячая вода – в два раза. Отопление – в четыре раза".
Закрытию атомной станции были рады разве что в Минске. Ведь главным поставщиком электроэнергии в Прибалтику и Калининград теперь стала именно Россия, а значит, есть новый повод для торга.
Фрагмент новостей белорусского телеканала: "В этом году Россия увеличила объемы поставок электроэнергии в Литву через нашу страну. В связи с этим предполагается повышение ставок за транзит".
Ставки за транзит электричества сначала удвоили, а затем объявили о повышении в пять с половиной раз! Но было понятно, что это лишь один из способов давления Минска на переговоры по нефти. Белорусские интернет-сайты объявили голосование: чем еще можно торговаться в нефтяном конфликте.
Ярослав Романчук, экономист: "Беларусь выйдет из таможенного союза, Лукашенко попросит помощи у Запада или все решит помощь Венесуэлы".
Ни один другой президент не приезжал в Минск так часто и не был таким желанным гостем, как глава нефтяной державы Уго Чавес.
Материализация дружбы венесуэльского и белорусского народов состоялась в 2009 году. Уго Чавес разрешил Лукашенко добывать нефть в Венесуэле. В прошлом году венесуэльские скважины накачали первый миллион тонн белорусской нефти. Ее предлагали даже возить танкерами через Атлантику.
Но оказалось, что белорусские нефтеперерабатывающие заводы мало приспособлены для этого сорта нефти, и по качеству для них подходит именно российская.
Экономист Ярослав Романчук считает, что аргументов для торга в этом нефтяном конфликте у Минска было не так много, как в прошлые годы.
Ярослав Романчук, экономист: "Данная война отличается тем, что ситуация в экономике Беларуси значительно хуже. Терпение Кремля дотировать белорусскую экономику подходит к концу, поэтому правила игры должны поменяться".
Вице-премьер Игорь Сечин в эту среду доложил Президенту о том, что переговоры с белорусскими партнерами успешно завершены.
Игорь Сечин, заместитель председателя правительства РФ: "Мы вышли на подписание документов, регулирующих поставки льготных объемов российской нефти для внутреннего потребления республики Беларусь ровно так, как вы и ставили задачу в 2010 году.
Мы также подписали совместное заявление с моим партнером по переговорам, первым заместителем председателя правительства Белоруссии Семашко Владимиром Ильичем о гарантиях бесперебойного транзита, что, безусловно, важно для потребителей в Европе".
Дмитрий Медведев, Президент РФ: "Хотел бы, тем не менее, уточнить, мы своими интересами здесь не поступились? Те решения, которые вам было поручено реализовать, согласуются с нашими внутренними интересами?"
Игорь Сечин, заместитель председателя правительства РФ: "Мы исходили из Вашего поручения, учитывали интересы российских предприятий. Мы выходим на долгосрочную формулу по тарифообразованию. Эта формула не допускает одностороннего увеличения тарифов, изъятия, таким образом, части денежных средств у субъектов экономического сотрудничества и в полной мере гарантирует наши интересы".
Дмитрий Медведев, Президент РФ: "В будущем нужно придерживаться следующей позиции. Во-первых, конечно, мы должны, прежде всего, руководствоваться интересами российской экономики, российских компаний, которые занимаются соответствующими поставками, и руководствоваться нашим законодательством в этой сфере.
Но при этом, с другой стороны, всемерно развивать те договоренности, которые у нас существуют с белорусскими партнерами и, естественно, с Казахстаном, по вопросу образования деятельности Таможенного союза и последующего образования и работы Единого экономического пространства.
Исходя из этих двух приоритетов, я и предлагаю вам выстроить работу на энергетическом направлении сотрудничества с Белоруссией на ближайшую перспективу".
Объем беспошлинных поставок, как и предлагала Россия, составляет 6 миллионов 300 тысяч тонн. Переговоры, хоть и были напряженными, но "нефтяной войной" их все-таки не назовешь. Нефть не перекрывали, из трубы никто не воровал, и Европа в этот раз спокойно наблюдала за экономическим разногласиями.
Но главное, что механизм поставок нефти теперь стал рыночным, прозрачным и рассчитанным на годы вперед. Это значит, что в следующем новом году мы не услышим про нефтяные конфликты между союзными государствами Россией и Белоруссией.