«Народная экономика»: что делать, если при перелете потеряли ваш багаж
Разошлись пути. Что делать, если при перелете потеряли ваш багаж? И на какую компенсацию можно рассчитывать? Об этом "Народная экономика", но сначала новости.
9 триллионов рублей на счетах россиян в банках. Это не окончательная цифра, пока только оценка экспертов. Но они уверенно называют рост сбережений - главной тенденцией уходящего года на рынке финансовых услуг. Каждый месяц вклады росли почти на 3%, а к концу года уже на 6%. И по прогнозам, в 2011-м актуальность депозиты не потеряют все вкладчики вместе, как ожидается, принесут в банки еще 3 миллиарда рублей. Самые популярные вклады от 100 до 300 тысяч.
Полисы ОСАГО не просто посчитают, некоторым страховым компаниям бланки в следующем году вообще не дадут. В Совете Федерации одобрены поправки к закону, поделившие всех страховщиков на группы по степени надежности. Компании с высокими рисками новые бланки не получат. "Средней" группе дадут по числу договоров, заключенных в аналогичном квартале прошлого года. Предшествующий квартал - ориентир для группы с низким риском. А самые надежные получат бланков сколько попросят. Все это, чтобы пресечь продажи фиктивных полисов. Псевдоагенты реализуют такие по привлекательной цене и, только попав в аварию, автолюбитель выясняет, что никто его не страховал.
Этим правилам без малого 100 лет. Варшавская конвенция, принятая в 1929 году, по-прежнему главная защита для пассажиров, чей багаж потерян по вине авиакомпании. Компенсацию раньше считали в золотых франках. Но нет теперь таких денег и, по договоренности, расчеты в долларах - 20 за килограмм. И в России, давно ратифицировавшей документ, тоже. Правда, в рублевом эквиваленте, то есть 600 рублей.
Есть варианты дополнительно застраховать свои вещи. В страховой компании или непосредственно у перевозчика. Полисы от 150 до 500 рублей, а максимальные выплаты тысяч 30. Еще вариант - объявить ценность багажа. Но за услугу - 10% от заявленной суммы. И если вещей больше чем на 20 тысяч рублей - потребуются чеки. И кстати, багаж с объявленной ценностью перевозчик имеет право осмотреть - не приписал ли пассажир чего лишнего.
Впрочем, со страховками, весьма популярными в Европе, большинство россиян предпочитают не связываться. Расчет исключительно на добропорядочность перевозчика, если что случится. Под Новый год, кстати, потери багажа растут, и форс-мажорные ситуации, такие как сейчас в столичных аэропортах, надежности багажному вопросу не добавляют.
Это превратилось в хобби. Ольга Филатова коллекционирует чеки на всё с тех пор, как ее багаж улетел в неизвестном направлении.
Ольга Филатова, переводчик: "Ехала в командировку на два месяца. С собой были вещи не только первой необходимости, но и электроприборы, бытовая техника, одежда, обувь, всего килограмм 30".
Поиски начинаются у стойки розыска багажа или представительства компании-перевозчика. Здесь нужно предъявить отрывной талон багажной бирки, заполнить акт и составить фоторобот потери с помощью таблицы: вид, цвет, материал, размер чемоданов. А в заявлении указать, что в них лежало. Важно вспомнить всё: чем точнее описание, тем больше шансов, что вещи найдут.
Артем Макаричев, юрист: "Когда мы обнаруживаем пропажу багажа, мы не знаем, что у нас конкретно там лежало, поэтому перед перелетом необходимо для себя составить перечень наиболее важных предметов, которые у вас находятся в багаже".
Улики пробьют по мировой компьютерной системе, где информация по бесхозным сумкам 2 тысяч аэропортов и 400 тысяч авиакомпаний. Пассажиру остается ждать 21 рабочий день, только потом багаж официально объявят потерянным.
Чтобы облегчить задачу службе поиска, специалисты советуют заранее выделить вашу сумку из массы, привязав, например, к ней яркую ленточку. Или положить внутрь метку с именем и контактами. Конечно же, надо сорвать все бирки с предыдущих поездок - они сбивают с толку поисковиков. И, наконец, самое простое - сфотографировать багаж перед вылетом на мобильный телефон.
Чаще оказывается, что чемодан просто не погрузили на рейс пассажира. И тогда он "догоняет" хозяина в течение суток. В ином случае пострадавший, который остался без вещей в чужой стране, имеет право требовать у перевозчика деньги на расходы первой необходимости. Дают, как правило, не больше 50 долларов, но безвозмездно. Или прямо в аэропорту. Или уже в представительстве по чекам. Если были пересадки, ответственность принимает на себя компания, обслуживавшая финальный рейс. К слову, именно после стыковок чемоданы теряются чаще всего.
Елена Галанова, руководитель пресс-службы аэропорта Домодедово: "Когда вы на стойке транзитной регистрации ставите себе отметку о том, что вы транзитный пассажир, обязательно необходимо напомнить сотруднику о том, что у вас есть с собой багаж, также призываю хранить багажные бирки, не выбрасывать их до конца полета".
Если багаж не нашли, компенсация - 20 долларов за килограмм потери. Причем те же деньги предлагают российским пассажирам и европейские перевозчики, хотя для своих у них максимальные выплаты около тысячи евро, дело в законодательной базе. Но в любом случае, если компенсация выглядит совсем уж несправедливой, ее можно оспорить.
Написать претензию в авиакомпанию, и вот тут как раз понадобятся чеки, чтобы подтвердить реальную цену пропавшего багажа. В случае отказа, как вариант остается суд. И хорошо, если есть свидетели, которые смогут подтвердить, что ценного вы упаковали, отправляясь в путешествие.
18 миллиардов рублей на одно только шампанское потратят россияне в новогодние праздники. По оценкам экспертов, за неполные две недели магазины выполнят четырехмесячный план. Будет продано 120 миллионов бутылок, причем абсолютное большинство покупателей - 90% - выберут российские напитки. Нас предостерегают не только от чрезмерного употребления алкоголя - советуют оставить что-то и на будущие праздники - срок хранения шампанского 2 года. Но и предупреждают о множественных подделках - так что лучше брать вино в проверенных магазинах, кстати, дешевле 100 рублей безопасное игристое стоить не может.