Через прошлое балета в будущее — премьера «ДекаДанса» в Москве
В рамках Чеховского фестиваля сегодня премьера "ДекаДанса" - балета-сборника, балета в ритме жизни. Игра слов в названии неслучайна, весь спектакль - это игра смыслов. И хотя чёткого сюжета нет, настроение понятно и без слов.
Их танец как волна в океане: то спокойно перекатывается, то кажется, вот-вот обрушится на зрителя. Танцовщики не касаются друг друга, но откликаются даже не на жест, на самый намек жеста. Вновь и вновь они исполняют одни и те же движения, с каждым повтором скидывая с себя часть одежды.
Пластику танцовщиков израильской труппы Батшева называют взрывной, их тела словно наэлектризованы. "ДекаДанс" - это спектакль без сюжета, но не без содержания. Как и многие другие работы Охада Наарина, он о взаимоотношениях и взаимопонимании людей.
"Мне нравится, когда танцоры выносят наружу свои страхи, ночные кошмары, чувства, эмоции и интерпретируют их", - говорит Охад Наарин.
Охада Наарина называют одним из лучших хореографов современности, а его "ДекаДанс" - мировой танцевальный хит. Он создан в 2000-м, но первоначальным остался только формат и название. Танец объединяет самые яркие эпизоды его лучших балетов.
"Все зависит от настоящего момента, это немного похоже на игру, в которую мы хотим играть именно сейчас. Поэтому буквально дня за два до приезда я внес изменения в спектакль и таким его увидят впервые именно в России", - рассказал Охад Наарин.
Вивальди причудливым образом сочетается с композициями "Бич Бойс", собственной музыкой Наарана, фразами из книг Чарльза Буковски, а иногда участники балета танцуют и вовсе без музыки.
В тишине танцовщики Батшева говорят на своем собственном языке. Это еще один новаторский прием Охада Наарина, он придумал целый язык танца - гага, который сегодня часто используют при обучении балету во всем мире, а в Израиле с его помощью учатся танцевать и обычные люди. Охад Наарин убежден, что гага - это когда движения рождаются сами по себе.
"Гага - это способ почувствовать радость движения, прислушаться к каждой клеточке организма, исследовать границы между своими возможностями и эффективностью движения. Гага - это инструмент танца, который позволяет творить свободно", - говорит хореограф.
В его репетиционных залах нет зеркал. Хореограф считает: танец для того, чтобы прислушаться к тому, что чувствуешь, а не к тому, как выглядишь со стороны.
Охад Наарин спросил себя: чего я не знаю и как это выразить средствами хореографии, и уже 20 лет ищет ответ на этот вопрос. Он - математик и философ танца, и немножко шаман. Кажется, выводит своих танцовщиков за пределы человеческих возможностей
"Наарин считает, что танцору мало обладать талантом и любовью к танцам, важно еще использовать силу воображения. И только тогда получится танцор высокого класса", - говорит танцовщик Билли Бэри.
Наарин любит повторять: надо уметь отказываться от старых идей, даже тех, которые были хороши, и идти вперед. Последняя репетиция перед первым спектаклем в Москве. Очень скоро зрители увидят его "ДекаДанс" - возможность погрузиться в прошлое, которое вопреки всем законам остается и будущим современного танца.