«Народная экономика» узнала всё о сезонных работах
Не время отдыхать. О сезонных вакансиях на рынке труда "Народная экономика", но сначала новости.
867 миллиардов рублей заняли с начала года россияне в банках на покупку машин. Но банкиры недовольны. Мало. Если с января по март был, путь небольшой, но рост интереса к автозаймам, то уже в мае-июне заметное охлаждение. Одна из причин, падение продаж машин, на 12% сократились объемы в сравнении с прошлым годом. А вторая - изменившееся поведение россиян. Стало меньше желающих влезать в долгосрочные долги, а в случае с машиной это на 3 года, а то и 5 лет. Впрочем, надежда на восстановление спроса есть. Уже в июле может быть запущена программа льготного автокредитования, по которой государство, будет выплачивать за заемщика часть ставки. Что должно подстегнуть кредиторов бороться за клиентов, предлагая дополнительные бонусы уже от себя.
Ну а у тех, кто за рулем, другие проблемы. И среди прочих - штрафы. В том числе, за нарушение правил парковки. В столице, где в центре теперь бесплатно не постоишь, с 1 июня водителям отправлено больше 10 тысяч так называемых "писем счастья" - уведомлений о штрафах. И каждое 20-е, это данные городских властей, аннулировано. По жалобам граждан. Вернули им больше миллиона рублей. Обращаются, в основном, те, кому выписан счет на крупные суммы. И, к слову, медлить тут нельзя. Претензии принимают 10 дней с момента получения письма. Чиновники обещают работать над ошибками. Но одновременно усилить и контроль за нарушителями. По улицам скоро будут ездить 300 машин, фиксирующих припарковавшихся не по правилам.
Кому в отпуск, а кому и на работу. Каждое третье предприятие, судя по последним опросам, летом расширяет штат за счет временных сотрудников. Продавцы, разнорабочие, грузчики, операторы телефонных центров, курьеры и официанты лидируют в рейтинге востребованных специальностей. Где-то рады школьникам, но и для взрослых дело найдется.
Расширение штата на сезон работодатели объясняют желанием оптимизировать затраты и оперативно решить проблему нехватки рабочих рук. При этом на каждом третьем предприятии временные сотрудники зарабатывают меньше, чем постоянные. Есть, правда, и 10%, где больше. Но это, скорее, для привлеченных в пору горящей отчетности бухгалтеров, аудиторов и других специалистов высокой квалификации. Но это не летняя тема.
Школьник Антон Самарин мечтает стать адвокатом, но пока работает на сборе урожая. Во время каникул. В совхозе имени Ленина он принимает клубнику у сборщиков, отбирает лучшие ягоды и передаёт их на реализацию. Работа с 6 утра до часа дня. Период - сезон клубники.
"Для того чтобы собрать наш урожай, а вчера мы собрали 50 тонн, нужна минимум 1000 человек. В прошлом году у нас урожайность была гораздо выше, и мы собирали до 120 тонн в день. Представляете, какое количество людей, то есть больше 2500 человек мы вынуждены были принимать на работу, они собирали и уходили", - говорит генеральный директор Совхоза имени Ленина Павел Грудинин.
Состояние на такой работе не сделаешь (средний заработок за месяц здесь около 10 тысяч рублей), но зато есть возможность запастись клубникой: каждый десятый собранный килограмм в подарок.
Платят больше на грядках заграничных (в среднем от 50 до 100 евро в день), но и потратиться придётся изрядно: дорога, виза и проживание за свой счёт.
Тем, кто предпочитает трудиться ближе к дому, помимо аграрного сектора, следует обратить внимание на сферу розничной торговли (летом активизируется продажа мороженого и напитков), общепита (повышенный спрос и на поваров, и на официантов), туризма и развлечений.
Одно из наиболее популярных направлений сезонной занятости - работа в парках. Помимо традиционных озеленителей сюда требуются продавцы сувениров, смотрители лодочных станций и водители электромобилей. Оплата, как правило, сдельная, заработать за месяц можно около 25 тысяч рублей.
Главное - не попасть к мошенникам. У студентки Дарьи Терентьевой опыта работы ещё нет, но опыт общения с нерадивыми работодателями уже внушительный. За одно лето обмануть девушку пытались дважды. В первый раз едва не втянули в финансовую пирамиду, во второй вместо обещанного туристического агентства вовлекли в брачное.
"Когда я пришла работать туда с утра, меня посадили и объяснили, что вы будете заниматься не туристическими путёвками, вы не будете продавать горячие туры или билеты, вы не будете это делать; вы регистрируетесь на сайте знакомств и разводите людей. И это сказали прямым текстом", - рассказывает студентка Дарья Терентьева.
Во избежание подобных ситуаций многие соискатели предпочитают устраиваться на работу через частные агентства занятости, которые заключают договор с потенциальным работником, а потом предоставляют персонал заинтересованным компаниям. С работодателя, разумеется, зарплата, но идет она через посредника. Это схема заёмного труда.
"Компаниям порой трудно найти этих работников, оформить к себе в штат, выплатить заработную плату. Им надо быстро. Поэтому компании обращаются в частные агентства занятости. При этом хорошо работнику: у агентства занятости, как правило, много проектов", - отмечает руководитель ассоциации частных агентств занятости Екатерина Горохова.
Основной минус такой формы занятости - частое отсутствие социальных гарантий. За это профсоюзы окрестили заёмный труд рабством XXI века. Впрочем, уже в следующем летнем сезоне в силу должен вступить закон, который уравняет временных сотрудников в правах с постоянными и жестко ограничит число посредников на этом рынке. А значит, для многих работа станет и приятнее, и прибыльнее.
И еще о работе. Но уже о постоянной. И в Индии. Одна из местных авиакомпаний придумала способ сократить расходы. Отныне в бортпроводники набирать будут только девушек. Причем стройных. Их легкий вес, по предварительным подсчетам, позволит экономить на топливе полмиллиона долларов в год. Мужчины, которые уже работают, места, впрочем, сохранят. Благо, авиаторы придумали, как компенсировать их вес. Бортовой журнал станет вдвое тоньше и баки воды наполнять будут лишь на 60%. К слову, несколько лет назад индийские авиакомпании уже требовали от сотрудников похудеть. Но тогда не ради экономии, а чтобы приятно было смотреть на стюардесс и стюардов.