Рассказы о городах-героях и городах воинской славы. Мурманск
О городах-героях и городах воинской славы в преддверии 70-летия Победы наша специальная рубрика. Сегодня рассказ о Мурманске и подвиге воинов, которые защищали советское Заполярье. Красной Армии пришлось отстаивать стратегическое направление ценой невероятных потерь и испытаний.
На промерзших гранитных плитах, словно голоса из прошлого - прощальные записки из солдатских медальонов. Это сегодня здесь, среди сопок и неприступных скал, мемориальное кладбище. "Долина славы". 76 километров от Мурманска. А в 41-м — место первых боёв за самый северный форпост страны.
На захват города Гитлер отводил меньше недели. Причем взять Мурманск хотели максимально целым — для вермахта это было удобное место под военную базу. В конце июня со стороны оккупированной Норвегии началось наступление. План "Зильберфукс", или "Полярная лиса". Когда три вражеских дивизии захватили сначала Печенгу, потом деревню Титовка, планомерно продвигаясь к Мурманску фронтом длиной в сотню километров. Но здесь, у Западной Лицы, намертво встали перед советскими дивизиями.
"Дольше всех были бои на 314-й высоте. А в январе 1942-го года высоту "Корма" 72-я бригада освобождала. Тоже положили много мужиков, потому что штурмовать-то скалы надо. А там горные егеря сидели с пулемётами да с миномётами", - рассказывает почетный гражданин г. Мурманска Лев Журин.
Горные егеря — австрийские и немецкие солдаты. Стрелки хорошо экипированные и подготовленные к боям среди скал и лесов. Но их наступление остановили бойцы Полярной дивизии — бывшие заключенные и простые добровольцы. Не пустили врага и на полуостров Рыбачий — это единственное место, где за всю войну государственная граница осталась неприступной. И когда Мурманск не удалось взять и со второго раза, разъярённый Гитлер приказал стереть город с лица земли.
"Зрелище было печальное. Где наше правительство сейчас находится, весь этот район был трубы обгорелые. Всё было разрушено", - говорит ветеран Великой Отечественной войны Евгения Кузнецова.
Ветеран войны Евгения Кузнецова вспоминает Мурманск 44-го. На чёрно-белых фотографиях — частокол из печных труб. Деревянный город сожгли дотла. По официальным данным, вражеские самолеты сбросили 180 тысяч бомб — по числу ударов город уступает лишь Сталинграду. С ближайшего аэродрома долетали за 12 минут, так что не всегда успевали объявить тревогу. Главной целью был мурманский порт — единственная в Заполярье незамерзающая гавань. Сюда с техникой и амуницией приходили караваны союзников из США и Великобритании.
Вошла в историю Ваганова, грузчица. Когда фашисты налетели, ей кричали: "Спускайся, прячься!" Но она продолжала из трюма выгружать груз", - вспоминает ветеран Великой Отечественной войны Юрий Шекуров.
Остановить налёты Красная Армия попыталась весной 42-го. Но наспех подготовленная наступательная операция на вражеские рубежи провалилась. 15 тысяч красноармейцев погибли за неделю. Просчеты командования усугубила погода — в снежную бурю 3 мая около 500 человек попросту замерзли в тундре. В похожих условиях бойцы восьми стрелковых дивизий, артиллерийских и минометных полков оказались через полтора года, в октябре 44-го. Началась Петсамо-Киркенесская операция.
"Погода ни к чёрту: дождь, снег, мороз, оттепель. А мужики в обмотках! Ночью же не разрешали костры разводить! Значит, с мокрыми ногами по двое-трое под одной шинелью ложились и держались до утра", - рассказывает краевед Лев Журин.
За Петсамо — некогда советскую Печенгу — сражалась едва ли не половина всех сил Карельского фронта. Основной удар по немецким позициям нанесли с левого фланга. Справа поддерживали морские пехотинцы Северного флота. Когда посёлок был взят, красноармейцы разбили немцев на авиабазе в Луостари и дошли до Киркенеса.
В боях за северные рубежи, только по официальным данным, погибло около 100 тысяч солдат. Уже после победы восстановление Мурманска признают одной из первостепенных задач. А 40 лет спустя город получит звание героя.