Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
4 августа 2015, 15:21

Участники исторического перелёта «Аляска-Сибирь» успешно завершили первый этап

За спиной - половина непростого пути, который повторяет маршруты поставок по ленд-лизу из США в СССР. Путешествие совершают на тех самых самолётах, которые когда-то перегонялись с американских заводов - для нужд Красной Армии.

Из Братска два старых военных "Дугласа" экипажам пришлось вести зигзагом, обходя грозовые тучи. За несколько минут до захода на посадку, в аэропорту Красноярска прошел сильный дождь.

"Сложностей мы не испытываем, мы ощущаем те же переживания, что и испытывали летчики военного времени - оборудование там то же, что и семьдесят лет назад, на котором летали наши летчики. Маршрут не изменился. Продолжаем полет по тому же маршруту, на таком же незагерметизированном самолете, должны лететь или выше облаков или ниже облаков", - говорит участник проекта "АлСиб-2015" Валентин Лаврентьев.

Два гимна. России и США. Свой полет участники исторического перелёта "Аляска-Сибирь" посвящают советским и американским авиаторам. По этой, тогда секретной трассе, за годы Великой Отечественной на фронт были переданы почти восемь тысяч единиц импортной техники. Путь, который связывал союзников, они преодолевали по очереди. На Аляске за штурвалы садились наши специалисты. Сегодня они летят вместе. Американские пилоты-любители впервые в российском воздушном пространстве.

"Единственная небольшая сложность - это коммуникация. Выяснилось, что русская часть экипажа владеет английским лучше, чем мы - русским. Поэтому понять друг друга часто бывает сложно. Но во всяком случае, это весело", - говорит участник проекта "АлСиб-2015" Френк Мосс.

Дуглас DC-3 - это не единственная модель, которая шла на передовую с американских заводов. Но таких раритетов осталось не много. И не на всех пилоты могут рискнуть пройти маршрут длинной почти в четырнадцать тысяч километров.

Как рассказывали советские пилоты, перегонявшие самолеты по Алсибу и дальше, к линии фронта, многие из них брали с собой в рейс обычную женскую губную помаду. Дело в том, что все приборы в американской авиатехнике были выполнены по английской системе мер. И пилоты делали на них помадой отметки, чтобы постоянно не переводить в уме, например, футы в метры.

Обо всех сложностях русского участка трассы хорошо помнит Валентина Ряховская. На "АлСибе" она служила радиодиспетчером, а сегодня приветствует тех, кто осмелился повторить этот путь. Перевалочные аэродромы, по словам ветерана, строили спешно и в местах с жуткими погодными условиями. Если машина терпела крушение в безлюдной тундре или тайге, ее даже не всегда пытались отыскать.

"Когда прилетели американцы к нам делать расчеты, то президент сказал - по этой трассе могут летать только сумасшедшие или русские. Это не аэродром. Наши - летали. И летели они не по одному, а гуськом. И если кто-то потерялся в воздухе, он уже потерялся навсегда", - рассказывает ветеран Великой Отечественной войны Валентина Ряховская.

Красноярск был последним пунктом "АлСиба". Дальше истребители разбирали и везли на запад страны поездами. Бомбардировщики летели на военные базы своим ходом.

В годы войны на этом маршруте произошло не менее сорока катастроф. Погибшими числятся 114 человек. Отдать дань памяти героизму военных летчиков - и есть главная цель совместного русско-американского проекта. Экипажи пролетят через всю страну, с востока на запад. В планах - успеть на международный авиасалон МАКС, который пройдет в подмосковном Жуковском, в конце августа.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей