Театр танца из Тайваня представит московским зрителям балет на музыку Дмитрия Шостаковича
В Москву в рамках Чеховского фестиваля приехал театр танца из Тайбея. Труппа в России очень популярна и любима, и в нашей стране артисты уже в седьмой раз. Аншлаги в Петербурге, такая же ситуация в Москве, на очереди Екатеринбург.
Самый знаменитый хореограф в Азии представляет зрителям постановку, в которой его обращение к миру приобретает такие эмоции, краски и масштаб, что оторвать взгляд от зрелища невозможно.
Он выходит на сцену — невысокого роста, в аккуратных, почти незаметных очках — и репетиция останавливается, начинается детальный разбор. Лин Хвай Мин, хореограф с мировым именем, оттачивает каждое движение, каждый поворот.
«Ровнее… Прыжок… Замри! Сейчас было лучше. Ты должен замереть в нижней точке, присесть, чтобы потом вырасти. Передать ощущение вдоха, движения воздуха», - говорит он танцору.
Его может не устроить даже выражение лица. Поэтому танцоры, несмотря на мировое признание и гастроли по всему свету, продолжают отрабатывать сложные моменты даже в перерывах, в фойе театра. Они должны погружаться сами и погружать зал в определенное психологическое состояние. Светлое и легкое, если речь идет о постановке «Белая вода», где струящиеся, плавные, чистые движения словно повторяют речные водовороты.
Или пронзительно грустное, которое вызывает вторая работа тайваньского хореографа - «Пепел». К этой постановке на музыку Дмитрия Шостаковича он шел 20 лет. Русский композитор написал ее под впечатлением от поездки в разрушенный бомбардировками Дрезден. Лин Хвай Мин поставил балет. Балет-реквием.
«Когда я вижу военные конфликты в Афганистане, в Африке, по всему миру - они трогают меня до глубины души. И каждый раз, когда я думал, что можно с этим сделать, мне на ум приходила эта музыка Шостаковича. Таким образом, эта постановка - мое своеобразное обращение ко всему человечеству, к чувствам всего мира», - говорит хорегограф.
Два одноактных балета, такие разные, такие контрастные по стилю и содержанию, Лин Хвай Мин специально показывает друг за другом. Торжество жизни - и ужас человеческой жестокости.
Помимо хореографии, танцоры из Тайваня изучают различные восточные практики: это и медитация, и гимнастика цигун, и боевые искусства, и даже каллиграфия. Все это позволяет им сочетать танцевальные техники Запада с колоритом Востока. Они любят сравнивать свою пластику с движениями кисти по холсту — непрерывными и тягучими, как в каллиграфии. И при этом по-восточному четкими.
«Изучаемые практики помогают нам достичь нужного баланса собственного тела. В западном балете, как вы знаете, танцор стремится вверх, к конечной точке, а традиционной восточные техники придают нам заземленность, текучесть движений», - объясняет Су И Пин, танцовщица Театра танца Тайваня «Клауд Гейт».
Светлые костюмы для постановки «Белая вода», темные — для балета «Пепел». Художник два месяца выдерживала их в земле, чтобы те немного обветшали и добавили пепельному образу достоверности.
«Я седьмой раз приезжаю в Россию, но, пожалуй, этот раз - самый волнительный. Ведь я привез постановку на музыку Шостаковича. И мне очень важно, как отнесется к ней зритель», - говорит Лин Хвай Мин.
Лин Хвай Мин признается: русская музыка, русская культура оказали на него колоссальное влияние. Ведь теперь, объясняя танцорам, как передать нужные эмоции, он то и дело говорит: они должны рождаться не просто из глубины тела, а на русский манер - из глубины души.