Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
14 июля 2016, 09:21

Знаменитый летчик-испытатель Владимир Горбунов празднует 70-летие

Поздравления сегодня принимает летчик-испытатель Владимир Горбунов. Ему -70. О том, чтобы парить над землей, он мечтал с детства, прошел космическую подготовку, но его судьбой стали самолеты. Владимир Михайлович поднимал в воздух и легкие планеры, и истребители, и бомбардировщики, все модификации МиГов.

На этот раз ему не поднимать машину в небо. Но все равно в кабину истребителя он сначала ставит правую ногу. Говорит - личная счастливая примета, и тут же улыбается: так просто удобнее. И вообще, добавляет заслуженный летчик-испытатель СССР герой России Владимир Горбунов, в работе летчика-испытателя если верить в суеверия — лучше не летать.

«Без фонаря кабины приходилось летать. И на больших высотах я летал со сброшенным фонарем. Не бывает такого, что в небе лучше, чем на земле. В небе ситуация, среда враждебная», - говорит летчик.

И в этом - он весь. Никакой романтики. Самолет — машина, которая должна показать результат. Точку в летной карьере Владимир Горбунов поставил лишь в 57 лет, когда стало подводить зрение - в возрасте, серьезном для летчика-испытателя. А до этого почти ежедневно он шлифовал летные качества истребителей и разведчиков-бомбардировщиков, выводил отечественное военное авиастроение на новые высоты.

На архивных кадрах по бетонке шеф-пилот Горбунов ведет так называемую модель 1.44. Ее разрабатывали как потенциальный фронтовой истребитель пятого поколения. В 2000 именно Горбунов впервые поднял его в воздух. Запомнил ощущения от полета.

«Малейшее отклонение рулей — машина безукоризненно слушается, самолет. Легкость управления невероятная. Ни с чем сравнить нельзя», - вспоминает Владимир Горбунов.

Он признается — летать хотел с детства. Ведь это было время, когда все смотрели в небо. И космос был как предчувствие: вот-вот Гагарин скажет свое «Поехали!». Будущий летчик-испытатель начал с кружка авиамоделирования, потом было МАИ, Качинское военное авиаучилище, а дальше Владимир Михайлович выбрал свою дорогу и уже с нее не сворачивал.

«Я о космосе не мечтал, хотя и прошел подготовку к звездам, космическую, для полета на «Буране». Но потом уговорил моих начальников - в то время шли активно полеты на МиГ-29, и я все-таки предпочел летать на самолетах», - рассказывает Владимир Горбунов.

Этот МиГ, как все последующие, стал для него всей жизнью. Летал на всех модификациях — от первых до современных, сверхзвуковых и сверхманевренных. Награжден орденом Мужества, двумя орденами Красной Звезды. Его Золотая Звезда Героя России - под номером четыре после генерал-майора авиации Осканова и космонавтов Крикалева и Калери. Накануне, вспоминает Горбунов, он увел от жилых домов самолет, внезапно потерявший тягу. Как память о том прерванном полете, остался шлем. Хотя такое не забывается. Машину спасти не удалось.

«Там городок был такой, Ступино, небольшой, я через него перелетел. И дальше сказал – все, катапультируюсь. У меня и топлива не было. Как мне потом сказали, живой один я остался в такой ситуации», - рассказывает летчик.

И даже об этом он рассказывает сдержано. И лишь раз во время интервью голос дрогнет, когда речь зайдет о полете сына, тоже летчика-испытателя. Тогда на предельных скоростях у его самолета отказал стабилизатор. На размышления - секунды. Отец с земли с командного пункта давал советы и скрывал волнение.

«Я схватил сразу радиостанцию. Я ему сказал - сделай то-то, то-то, то-то. Если будет вращение, катапультируйся. Он выпустил механизацию, выпустил шасси. Вроде самолет летит. Посоветовались немного и приняли решение садиться. Сел он на скорости 410 километров в час, потому что на меньшей скорости он просто падал этот самолет. Дали ему Орден Мужества за это», - рассказывает летчик.

Станислав Горбунов продолжил дело отца. Совершенствует уже современные МиГи. А в семейных альбомах Владимир Михайлович сохранил и эти редкие, а в советские годы - секретные кадры. Полеты ночью, полеты днем. Совместная фотография с другом, который не вернулся с задания - ее Горбунов подарил сыну погибшего летчика.

Давать боевым машинам путевку в небо - опасная и тяжелая работа, но для него и сейчас она самая лучшая, признается Владимир Михайлович. Ведь именно для этого он, можно сказать, всю жизнь шел в небо первым и прокладывал дорогу другим.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей