Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
26 июля 2016, 09:13

80 лет исполнилось сверхдальнему перелету знаменитого советского пилота Валерия Чкалова

В эти дни в России отмечают 80-летие, пожалуй, самого важного перелета Валерия Чкалова. В июле 36-го его экипаж вылетел из Москвы и приземлился лишь через 56 часов на острове в Охотском море.

Протяженность беспосадочного полета для того времени была рекордной - более девяти тысяч километров. Однако экипажу пришлось столкнуться с трудностями - от отказа приборов до погодных условий, мягко говоря, нелетных. Всё это зафиксировано в бортовом журнале.

«Погода ясная, легкий туман», - так штурман Александр Беляков написал в бортовом журнале сразу после набора высоты. Но уже через несколько часов экипаж АНТ-25 полетит вслепую. Вместо координат часто только пометка - «над облаками». Самолет болтало, трясло из-за обледенения, то и дело сносило вправо, влево. Из-за циклонов курс меняли 19 раз, на ходу чиня то радиоприемник, то счетчик оборотов.

«Проблема опять была с маслом, вытекало масло, но в этот раз они справились. Перелет в 1935 году, за год до этого перелета, там у них все закончилось тем, что они вынуждены были вернуться. А в этот раз они справились с этой проблемой», - рассказывает внучка Георгия Байдукова Ольга Хаустова.

Чкалов, точно так же, как и Байдуков, и Беляков, они были своего рода авантюристами, потому что на такое путешествие, на такой перелет без доли авантюризма решиться было невозможно.

Самолет, который прославил державу и Чкалова строили специально для рекордов. Сверхлетучесть по меркам того времени металлической птице дали ее крылья – размах 34 метра - самые длинные в советском авиапарке на тот момент.

Для 30-х годов это новаторский самолет. Не только из-за своих пропорций. Здесь первое у советского воздушного судна выдвижное шасси. Крейсерская скорость – 165 километров в час. Вот только приборы не позволяли, как сейчас, свободно ориентироваться в пространстве, говорит летчик-испытатель Анатолий Квочур. В 2006-м он повторил чкаловский перелет на самолете Су-30.

«У них был только курс и время. Не было спутниковой навигации, как сегодня. Не было информационных средств, которые определяли бы, например, путевую скорость. Риски были огромные», - отмечает герой Российской Федерации Анатолий Квочур.

О риске в семье Чкалова было принято не говорить. Дочь Ольга вспоминает рассказ мамы: летчик сразу после свадьбы взял с супруги слово не вмешиваться в его работу, не запрещать летать. А перед отправлением на Дальний Восток родные и вовсе не успели попрощаться.

«Семьям не говорили, это будет сегодня, завтра или послезавтра. Поэтому они просто были в Щелкове, и мама даже в какой-то момент туда поехала, но с отцом они не встретились. И, конечно, она переживала и очень волновалась», - рассказывает дочь Валерия Чкалова Ольга Чкалова.

56 часов полета. С запасом кислорода экипаж просчитался – его не хватало. А вот аварийное снаряжение, к счастью, совсем не понадобилось – резиновая лодка, палатка, снегоступы, примус – все прекрасно сохранилось и теперь в музее, где сегодня можно побывать и в кабине легендарного АНТ-25.

В хвостовой части самолета было спальное место для отдыха, аварийное снаряжение, продукты питания и аптечка. Троим мужчинам в летных костюмах было здесь, конечно, тесновато. В полный рост встать не мог никто.

И неудобства и непогоду экипаж смог преодолеть. Чкалов посадил самолет на песчаную косу маленького острова Удд в сильный дождь и шквалистый ветер в густых сумерках. И за это Чкалов, Байдуков и Беляков стали одними из первых в стране героями Советского Союза.

Через год экипаж в этом же составе сделал то, что никому в мире не удавалось, - перелетел через Северный полюс – из Москвы до американского Ванкувера в штате Вашингтон. После этого слова Чкалова «если быть, то быть первым» еще долгие годы вдохновляли его последователей, в том числе покорителя космической высоты Юрия Гагарина.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей