80 лет исполнилось сверхдальнему перелету знаменитого советского пилота Валерия Чкалова
В эти дни в России отмечают 80-летие, пожалуй, самого важного перелета Валерия Чкалова. В июле 36-го его экипаж вылетел из Москвы и приземлился лишь через 56 часов на острове в Охотском море.
Протяженность беспосадочного полета для того времени была рекордной - более девяти тысяч километров. Однако экипажу пришлось столкнуться с трудностями - от отказа приборов до погодных условий, мягко говоря, нелетных. Всё это зафиксировано в бортовом журнале.
«Погода ясная, легкий туман», - так штурман Александр Беляков написал в бортовом журнале сразу после набора высоты. Но уже через несколько часов экипаж АНТ-25 полетит вслепую. Вместо координат часто только пометка - «над облаками». Самолет болтало, трясло из-за обледенения, то и дело сносило вправо, влево. Из-за циклонов курс меняли 19 раз, на ходу чиня то радиоприемник, то счетчик оборотов.
«Проблема опять была с маслом, вытекало масло, но в этот раз они справились. Перелет в 1935 году, за год до этого перелета, там у них все закончилось тем, что они вынуждены были вернуться. А в этот раз они справились с этой проблемой», - рассказывает внучка Георгия Байдукова Ольга Хаустова.
Чкалов, точно так же, как и Байдуков, и Беляков, они были своего рода авантюристами, потому что на такое путешествие, на такой перелет без доли авантюризма решиться было невозможно.
Самолет, который прославил державу и Чкалова строили специально для рекордов. Сверхлетучесть по меркам того времени металлической птице дали ее крылья – размах 34 метра - самые длинные в советском авиапарке на тот момент.
Для 30-х годов это новаторский самолет. Не только из-за своих пропорций. Здесь первое у советского воздушного судна выдвижное шасси. Крейсерская скорость – 165 километров в час. Вот только приборы не позволяли, как сейчас, свободно ориентироваться в пространстве, говорит летчик-испытатель Анатолий Квочур. В 2006-м он повторил чкаловский перелет на самолете Су-30.
«У них был только курс и время. Не было спутниковой навигации, как сегодня. Не было информационных средств, которые определяли бы, например, путевую скорость. Риски были огромные», - отмечает герой Российской Федерации Анатолий Квочур.
О риске в семье Чкалова было принято не говорить. Дочь Ольга вспоминает рассказ мамы: летчик сразу после свадьбы взял с супруги слово не вмешиваться в его работу, не запрещать летать. А перед отправлением на Дальний Восток родные и вовсе не успели попрощаться.
«Семьям не говорили, это будет сегодня, завтра или послезавтра. Поэтому они просто были в Щелкове, и мама даже в какой-то момент туда поехала, но с отцом они не встретились. И, конечно, она переживала и очень волновалась», - рассказывает дочь Валерия Чкалова Ольга Чкалова.
56 часов полета. С запасом кислорода экипаж просчитался – его не хватало. А вот аварийное снаряжение, к счастью, совсем не понадобилось – резиновая лодка, палатка, снегоступы, примус – все прекрасно сохранилось и теперь в музее, где сегодня можно побывать и в кабине легендарного АНТ-25.
В хвостовой части самолета было спальное место для отдыха, аварийное снаряжение, продукты питания и аптечка. Троим мужчинам в летных костюмах было здесь, конечно, тесновато. В полный рост встать не мог никто.
И неудобства и непогоду экипаж смог преодолеть. Чкалов посадил самолет на песчаную косу маленького острова Удд в сильный дождь и шквалистый ветер в густых сумерках. И за это Чкалов, Байдуков и Беляков стали одними из первых в стране героями Советского Союза.
Через год экипаж в этом же составе сделал то, что никому в мире не удавалось, - перелетел через Северный полюс – из Москвы до американского Ванкувера в штате Вашингтон. После этого слова Чкалова «если быть, то быть первым» еще долгие годы вдохновляли его последователей, в том числе покорителя космической высоты Юрия Гагарина.