Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
7 декабря 2016, 21:47

Грузинский авангард в Москве — эксперименты, которые изменили историю искусства

Прекрасная возможность для ценителей живописи ближе познакомиться с работами грузинских художников — авангардистов начала 20-го века. В Музее изобразительных искусств имени Пушкина открылась выставка Нико Пиросмани, Ладо Гудиашвили и их единомышленников. Всего более двухсот картин, инсталляций, театральных костюмов.

Рисовал быстро — продавал дешево. Иногда за рюмку водки. Свои картины терял, рвал, выбрасывал, а в названиях делал ошибки. Вот, посмотрите: «Семейная копания» вместо «компания». Все это о Нико Пиросмани. Художнике-самоучке, который стал вдохновением для грузинского авангарда. В обычной медсестре он видел Мадонну, животных изображал с по-человечески грустными глазами, а традиционные восточные застолья на его полотнах наполнены сакральным смыслом.

«Пиросмани, наверное, изображал кутежи так, как художники Средневековья писали троицу или тайную вечерю. Неспроста и расположение людей фронтально к нам. Он их переносит в абстрактную ситуацию. Он их превозносит над миром, в котором они живут», — рассказывает куратор выставки Ивета Манашерова.

Он создал свои правила живописи просто потому, что не знал других. Писал, как сам говорил, «навыворот» — светлым по темному, даже портреты. На черной клеенке выводил лоб, скулы, щеки, а глаза, волосы и бороду оставлял не закрашенными. В одной картине использовал не больше трех-четырех красок, которые часто делал сам — из сажи или свеклы.

Так с цветом стали работать многие художники Тифлиса. А Ладо Гудиашвили довел этот минимализм до абсолюта, создав практически монохромные полотна. Например, «Весна». Ну какой цвет лучше зеленого мог передать свежесть природы в образе просыпающейся девушки? Присмотритесь к этим нимфам. Кажется, что картину кто-то подсвечивает с обратной стороны. Все дело в оттенках. Искусствоведы подсчитали: их здесь больше ста. Сама композиция словно продолжение вечного полета с холстов Шагала. А дама у реки будто сбежала с полотна Гогена. Что до юношей — их несложно перепутать с лучшими произведениями французского ар-деко. Недаром Тифлис тогда называли «маленьким Парижем».

«Это был котел разных культур. С одной стороны, абсолютно европейское по своим движениям, а с другой стороны, с ярко выраженными национальными корнями, которая связана с Грузией, с тем многоцветием, которая связана с географией этого места. Следы великой иранской, персидской культуры очень ярко видны», — говорит директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.

Атмосфера свободы проникала во все сферы грузинского искусства. В жизнь воплощались самые дерзкие идеи. Театральные декорации на этих рисунках даже в наше время выглядят футуристическими. Представьте, как были потрясены зрители, которые увидели их вживую ровно сто лет назад, так же как и актеры, которые впервые надели костюмы по эскизам художника Оцхели.

«Пластика актера, который этот костюм на себя надевал, была довольно свободной. И Оцхели сам говорил, что ему это было чрезвычайно важно, чтобы костюм, который он планирует для конкретного героя, не сковывал его движений», — поясняет куратор выставки Елена Каменская.

А вот что получается, когда за кисть берется дипломированный биолог. Если он, конечно, наделен художественным талантом. Сам автор Давид Какабадзе называл это органической живописью. Вы словно разглядываете под микроскопом клетку какого-нибудь растения.

Эта выставка как головоломка, где пейзажи, которые только что видел на стене, вдруг промелькнут в документальном фильме Калатозова. А чтобы понять книгу авангардистов «1918», придется решить ребусы: рисунки — прочитать, коллажи — услышать, слова — посмотреть. Тогда получится главное — увидеть красоту грузинского искусства.


Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей