Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
10 февраля 2017, 19:47

В Нижнем Новгороде представили проект экраноплана нового поколения

«Чайка-2» — уникальный аппарат — смесь корабля и самолета, которому не нужны аэродромы. Презентацию приурочили к 100-летию со дня рождения конструктора Ростислава Алексеева, который был одним из первопроходцев скоростного судостроения. Его катера с космическими названиями «Ракета», «Метеор», «Комета» знакомы всем в городах у моря или на крупных реках.

«Ракета», покорившая мир. В 50-е этот корабль на подводных крыльях обогнал все действующие тогда пассажирские теплоходы, ведь до 70 километров в час в то время не разгонялся никто. Именно с этой серии конструктора Ростислава Алексеева началась история скоростного судостроения в мире.

Это детище советского гения западные спецслужбы именовали «каспийским монстром». То ли его действительно боялись, то ли так расшифровали аббревиатуру в его названии — КМ, что на самом деле значит «корабль-макет». Это экраноплан, то есть и самолет, и морское судно одновременно, способное перемещаться на сверхмалой высоте и на огромной скорости благодаря экранному эффекту.

Спустя 37 лет после смерти Алексеева конструкторское бюро продолжает работать и носит его имя. Кульманы здесь, конечно, давно списали. А вот предмет работы тот же — проектируют корабли на подводных крыльях и экранопланы.

На подобном, правда аналоговом, стенде Алексеев отрабатывал методику управления такими экранопланами, как «Орленок» и «Лунь». Правда, пилотировал только по показаниям приборов, без визуальной картинки.

На этом стенде сейчас в бюро тренируются будущие испытатели современного экраноплана. Это новаторский проект в гражданском судостроении – летучий корабль «Чайка-2». Сейчас инженеры испытывают его аэродинамические свойства, разгоняя модель, уменьшенную более чем в 20 раз, до 12 метров в секунду. В том же бассейне, где в прошлом веке Ростислав Алексеев проверял «каспийского монстра».

«Он может перелететь через горы, выйти на экран, сесть на аэродром. Он универсален по базированию: вода, необорудованное побережье, оборудованный аэродром. Может использоваться в Арктике, в северных широтах, морях», — сообщил генеральный конструктор, председатель совета директоров АО «Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева» Георгий Анцев.

Сейчас конструкторское бюро намерено воплотить идеи Ростислава Алексеева в массовом производстве. Мечтают, чтобы, как в советские годы, число спущенных на воду судов исчислялось тысячами. Скоростным флотом российского производства интересуются за рубежом: Индия, Вьетнам, Арабские Эмираты. Кроме того, здесь готовы реанимировать забытые проекты.

Известное для советских конструкторов судно «Спасатель», собственно, строился, чтобы спасать людей на воде, поднимая на борт до полутысячи человек. Аналогов такой машины в мире до сих пор нет. После распада Советского Союза проект заморозили. Но в любой момент его готовы довести до ума.

«В строительстве был завязан весь Советский Союз. Если будет воля, в течение года его можно поднять на крыло», — говорит директор по производству АО «Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева» Андрей Асомчик.

В создании «Спасателя» Ростислав Алексеев уже не участвовал. Он погиб незадолго до его строительства, получив тяжелую травму на испытаниях. В честь 100-летия «доктора» – так Алексеева называли коллеги – сняли фильм, посвященный жизни легендарного конструктора – «Обгоняя время».

Читайте также: