Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
26 февраля 2017, 21:56

Тысячи россиян оказались владельцами квартир в «самостроях», возведенных с нарушением закона

Жилье - один из главных российских вопросов. А где есть спрос, большие деньги, там и жулики. Аферы с квартирами. Перекрывают одни схемы, аферисты придумывают новые. Тяжелая жизненная ситуация, когда люди копят деньги на квартиру, отдают, возможно, последнее, а потом оказывается, что их обманули, и квартира фактически нелегальна.

Например, строят многоэтажные жилые дома на дачных участках. Дома эти каким-то образом регистрируют. И продают в них квартиры. Через какое-то время выясняется, что все это незаконно. Жильцов надо выселять, а дома сносить. Но возникает вопрос - а куда смотрели чиновники, когда эти дома строились. Их что, за ночь возвели? А когда регистрировали, не знали, что эти дома на дачных участках?

«Живем - как в трущобах. Вот печка, которой обогреваемся, потому что нет отопления», - рассказывает жительница «самостройной» многоэтажки.

Здесь даже телекамера запотевает в считаные секунды - в доме холодно и сыро. Для обогрева - газовые печки, электричество от генераторов во дворе. И за такие удобства Любовь Паршина с дочерью заплатили почти три миллиона рублей - им обещали центральные коммуникации, но выяснилось, что дом построен незаконно. Суд вынес решение о сносе, застройщик в розыске, а тем, кто ему поверил, идти теперь просто некуда.

«Кто мог представить, что мы будем жить вот так?! А нам все говорят - вы лохушки, что вы покупали, надо было смотреть! Но у нас в доме здесь купил юрист - она говорит, я все документы пролистала, все законно, а получается, что теперь и незаконно. Если юрист оплошал, то что говорить нам?!» - возмущается Любовь Паршина.

История этого подмосковного дома вполне типична - вырос он посреди деревни на земле под индивидуальное жилищное строительство - многоквартирные дома на таких землях строить по закону нельзя. Но когда это выясняется, деньги уже давно отданы, а тем, кто их собрал, решать проблему не очень интересно.

«У них есть интерес, пока они не получили деньги. Когда они получают деньги от гражданина, с этого момента уже интерес, конечно, у них поубавляется. Такие граждане часто ко мне обращаются, просят каким-то образом поддержать их в данных делах, но мы можем лишь направить. Конечное слово остается за судом. Если, исходя из грамотной квалифицированной работы юристов, экспертов, строителей, удастся привести данную постройку в надлежащий вид - что ж, хорошо, но это, опять же, все за счет кармана самих граждан», - объясняет начальник Отдела правового управления Министерства строительного комплекса Московской области Станислав Кожевников.

Выглядит, как минимум, нечестно - в итоге, купленная намного ниже рыночной цены квартира обходится куда дороже обычной новостройки. А ведь таких домов в каждом регионе страны - десятки, а то и сотни.

Ростов. Стройка на улице Черевичкина так и не закончилась, в руках у собственников - лишь расписки от застройщика в получении денег. Судьба этого трехэтажного корпуса с мансардой туманна, как и судьба покупателей, которым предложение еще несколько лет назад казалось очень выгодным.

«Купили здесь, потому что наиболее по цене была приемлема. Не так дорого. Это эконом-жилье. За такую цену негде было больше купить», - рассказывает Анастасия Фоменко.

Цена, как правило - ключевое слово. Доступность такого жилья почему-то редко вызывает подозрения. И вот в Краснодаре на месте домов частного сектора появился целый микрорайон самостроя. Ни в одном из этих домов нет центральных коммуникаций, все построены незаконно, но суды тоже по какой-то неведомой причине признавали на них право собственности, а банки давали ипотечные кредиты - то есть, всех все устраивало, пока на прошлой неделе на улице Прокофьева не случился пожар.

Предварительная причина - непотушенная сигарета. И горело поначалу несильно, но по узким улицам пожарные машины просто не могли подъехать к дому. Гидрантов здесь тоже не оказалось. В итоге - один погибший и почти три десятка дотла сгоревших квартир.

Когда дом загорелся, Николай Парциков с семьей был у родителей. Говорит - с одной стороны, повезло, но с другой - возвращаться пришлось на пепелище.

«Мы в шоке. До сих пор ипотеку платим. Страховая компания сказала - не страховой случай. Ипотека сказала - мы отсрочки не дадим, кредит. То есть, жить негде, и факт в том, что мы еще платим ипотеку. Как бы вот так», - говорит Николай.

Платят и многие другие жители микрорайона - за стоящие окна в окна дома, так и не построенные обещанные детские сады и школу… И выхода пока не видят.

«Хочется сбежать из этого района куда-то. Но мы теперь не знаем, как это сделать, потому что мы вообще не надеемся, что продадим квартиру. Тем более с такой сейчас ситуацией, с этим пожаром, что люди видят, как это все действительно опасно», - говорит Мария Меженцева.

Об опасности здесь заговорили только сейчас. И логичный вопрос, как чиновники самых разных инстанций несколько лет не замечали нарушений, повис в воздухе. А с ним и еще один - что теперь делать жителям этого краснодарского Шанхая?

«В рамках возможностей можем только максимально облегчить жильцам, которые живут в этих самостроях, жизнь, но никак кардинально ее не поменять. Для этого нужно просто кардинально все снести и, по большому счету, строить заново. Но это, коллеги, вы реально понимаете, вопрос риторический, и, конечно, финансовой поддержки и самой возможности сегодня не имеет», - говорит губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев.

Губернатор Краснодарского края уверен - привести дома в соответствие с нормами должны те, кто их построил. Но кто их заставит? Ведь заседания судов застройщики часто игнорируют, а покупателей кормят обещаниями. Все дело, считают местные власти, в недостаточной строгости закона. Будет суровое наказание - не будет самостроя.

«Если будет неотвратимая ответственность у тех, кто строит, и кто помогает им узаконивать эти самострои. В противном случае, мы ничего не сделаем. Нужно жесткое законодательство, которое пресечет саму попытку у тех недобросовестных застройщиков возводить самострой. Только жесткими методами и именно жестким наказанием за возведение самостроя мы можем что-либо сегодня остановить», - уверен губернатор.

Законопроект, ужесточающий ответственность за незаконное строительство, сейчас готовят в Минстрое. И обещают, наконец, решить проблему раз и навсегда. Но что делать, пока закон не принят? Ответ вроде бы простой - покупать у тех, кто ничего не скрывает.

«Есть федеральный закон № 214, который предусматривает меры для того, чтобы граждане могли быть уверены в том, что их дом будет построен, и в случае, если какие-то проблемы возникают, то опять же, есть механизмы банкротства застройщиков, механизмы компенсаций, которые сейчас с 1 января 2017 года вступили в силу», - рассказал начальник Отдела правового управления Министерства строительного комплекса Московской области Станислав Кожевников.

То есть, если нет в рекламе новостройки заветной аббревиатуры ФЗ 214 - проходим мимо. Совет, конечно, дельный. Но пока будут предложения в несколько раз дешевле рыночных, будет и спрос. Хоть покупателям такого жилья и стоит задуматься, чем они в итоге рискуют.

Преступных схем, к сожалению, много. Вот еще одна - аферисты оформляют на себя квартиры умерших одиноких людей. Оформляют задним числом, естественно, с помощью нечистых на руку чиновников. Затем квартиры продают. Все документы абсолютно достоверные. Покупатель квартиры никак не сможет понять, что это афера.

Через какое-то время спохватывается муниципалитет. Квартира умершего по закону должна отойти городу. Муниципалитет обращается в суд. В Москве сейчас много идет таких судов. И суды принимают разные решения. Иногда в пользу покупателя, а иногда в пользу города. Абсолютно добросовестный покупатель оказывается без квартиры. Он оказывается виноват. А по-моему виновата бюрократия. Если допускает такой обман людей. Пусть тогда и платит.

Читайте также: