В честь 95-летия Ирины Антоновой в стенах Музея изобразительных искусств имени Пушкина проходят торжества
Праздничный концерт в честь Ирины Антоновой, ей сегодня исполнилось 95 лет. Ирина Александровна почти за 70 лет службы фактически стала лицом Пушкинского. Полвека она была его директором, сейчас - президент.
Ее любовь к работе превратила здание на Волхонке в одну из крупнейших и известнейших музейных площадок мира. С юбилеем Ирину Антонову поздравил Владимир Путин. И сегодня же своим указом наградил ее знаком отличия "За благодеяния".
Пушкинский сегодня утонул в цветах и комплиментах. Ирину Антонову поздравляют, кажется, без остановки. Все эпитеты только в превосходной степени. Своей знаменитой царственной походкой она идет в итальянский дворик, где коллеги и друзья устраивают овацию.
В ее честь сегодня поют музы и звучат скрипки. А сама она словно вновь проживает все 72 года, которые отдала этим залам. И хотя последние четыре года — не директор — президент музея. Но время показало: ни Антонова не может без Пушкинского, ни он без нее.
Излишнее внимание не любит. Говорит: «Вы не на меня смотрите, а по сторонам!»
Выставка «Голоса воображаемого музея Андрэ Мальро» - ее последнее детище в Пушкинском. Французский культуролог однажды зажег Антонову идеей, что все произведения искусства эмоционально связаны между собой. И показать это надо так, чтобы понял даже ребенок.
«Маленькая восьмилетняя девочка говорит: «А я вижу общее между вот этой кошкой и портретом Льва Николаевича Толстого!» Она говорит: «Они какие-то оба очень вдумчивые!» Ребенок это угадал, вы понимаете?» - рассказывает Ирина Антонова.
Это ее идеи привели к тому, что люди дежурили не только у магазинов, но и впервые возле музея. Легендарную очередь на «Джоконду» занимали за много часов, чтобы хоть на мгновение встретиться глазами со знаменитой итальянкой. А однажды — уже около очереди на выставку сокровищ Египта к ней подошла взволнованная женщина.
«Скажите, это здесь показывают волосатую женщину? И я понимаю, что она говорит о мумии! Беру ее за руку, провожу за собой, ну, и делаю ей маленькую экскурсию. Она вот так, вытаращив глаза, смотрит на маску Тутанхамона: «Как у вас интересно! А это кто?» Показывает на Давида в итальянском дворике», - рассказывает Ирана Антонова.
Она знакомила страну с западным миром через искусство. Открывала для зрителей авангардистов. После смелой выставки Александра Тышлера — художника не любила власть, Антоновой досталось лично от министра культуры Фурцевой.
«Екатерина Алексеевна встретила меня в Колонном зале, приперла меня буквально двумя руками к стене и сказала: «Что я слышу? Что у вас происходит в музее? Он не член союза художников, его не показывают нигде». На мое счастье, в это время подошел Иогансон, он был президентом Академии художеств и сказал: «Катя! Он хороший художник!» И она сказала дивную фразу: «Да? А мне говорили», - вспоминает Ирина Антонова.
Ей попало за то, что в музее играли музыку Стравинского, Шнитке и Рахманинова. Но она всегда пользовалась тем, что разрешают больше, чем ее другу Юрию Любимову.
«В отличие от Любимова, который был просто русский театр, мы попали вот в этот двойной стандарт: что-то было можно — лицом в одну сторону, а что-то было нельзя!» - рассказывает Ирина Антонова.
Пушкинский хоть и был витриной страны для Запада, но своих Кандинского, Малевича и Шагала было не выставить. И зрители их увидели лишь в 1981-м на выставке «Париж - Москва».
Она вызволила арестованные в Швейцарии в 2005 году полотна Ренуара, Дега, Ван Гога и Гогена. А когда готовила выставку Караваджо, дошла до самого кардинала, чтобы заполучить картину, которую никогда не выносили из римской церквушки.
Каждый ее день по-прежнему расписан. Научные конференции, лекции и поездки по всему миру — готовится новая выставка. А на этой же Ирина Александровна, переживая за экспонаты, требовала быть осторожнее.
«Я могу быть злой, понимаете, раздраженной, но не депрессивной! Почему? Я не знаю, но я, действительно, это чувство не испытывала! Может, придет еще», - говорит Ирина Антонова.
Но поверить в это нельзя, видя, с какой страстью она говорит о мечте своей жизни — возрождении Музея нового Западного искусства, уничтоженного по приказу Сталина в 1948-м.
«Этот музей должен быть восстановлен в Москве! Пока я жива, я буду об этом говорить!» - обещает президент ГМИИ им. Пушкина.
Она привезла к нам Эль Греко, Тициана и Рафаэля, Гойю и Модильяни, Шанель и Диора, разрушая железный занавес и расширяла горизонты. А ведь когда-то выбирала между балериной и циркачкой, с детства мечтая о профессии, где зрителей не обманешь.