В поддержку людей-аутистов улицы многих городов окрасились в синий цвет
Международная акция, посвященная Дню распространения информации об аутизме, прошла в крупнейших городах мира. Центральные улицы и достопримечательности окрасились в синий цвет. К марафону присоединилась и Москва. В столице синим подсветили фасады 25 зданий.
Как воспринимают мир аутисты, и как им адаптироваться в обществе, потому что эти дети могут стать лучшими в самых разных сферах. Мы просто должны им помочь.
Преподаватель просит Лешу сесть за парту, но тут не до учебы - столько звуков вокруг! Специальный пояс нужен, потому что Коля помнит - в коридоре открыта дверь, убежит закрывать. А Матвей все время ощупывает предметы - собирает информацию о большом мире, в котором пока мало знают о таких, как он. Журналисты спросили людей на улице, чего они не знают об аутизме.
«ИЗ-ЗА ЧЕГО ЭТО МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ, ПОЧЕМУ ТАКИЕ ДЕТИ МОГУТ РОДИТЬСЯ?»
Аутист может родиться в любой семье. Сегодня это каждый 68-й ребенок, по данным ВОЗ. Над поиском причин бьются тысячи лабораторий по всему миру, а они живут рядом. Заходят в автобус и начинают громко кричать, вдруг петь, вдруг бежать. Их органы чувств: иногда все сразу, иногда только слух, словно вывернуты наизнанку.
Жизнь как фильм, озвучка в котором, мягко говоря, хромает. Вот проехал трамвай, а грохот я слышу только сейчас. Звук отстает от картинки. И иногда он нестерпимо громкий. И это порой сводит с ума.
Но они не сумасшедшие, просто любая коммуникация для таких людей — как сложный экзамен. Им надевают наушники, гладят, успокаивают. Это спасает при некоторых формах аутизма. Форм много - целый спектр. В нем есть место тем, кто никогда не заговорит, и тем, кто почти во всем похож на нас с вами.
«КАК ЕГО ЛЕЧИТЬ?»
Аутизм - не болезнь. У болезни есть финал. А с аутизмом живут всю жизнь. Но помочь, конечно, можно. Анна Соловьева сидит сыном в центре для детей-аутистов. Семь лет назад она придумала и открыла его сама. Тогда это была единственная возможность вытащить Андрея из скорлупы страхов и научить общаться.
«Есть такой миф про аутизм, когда говорят, что аутисты не хотят общаться, они там заперты в своем мире. Ерунда! Это полная ерунда! Как только ребенку, или взрослому человеку – неважно, человеку с аутизмом, даешь возможность. У нас есть такие вещи, допустим, в центре мы вводим ребенку систему альтернативной коммуникации. Приходят родители, говорят: «Елки-палки, вы чего наделали? Он раньше был такой удобный, такой спокойный, сидел, теперь же ему постоянно что-то нужно - то одно, то другое, то третье, то десятое», - рассказывает Анна Соловьева.
Среда для особенных людей во всем мире начинается с родительских поисков. Но в одиночку даже самым активным родителям не справиться.
«КАК ГОСУДАРСТВО ПОМОГАЕТ ТАКИМ ДЕТКАМ И ИХ СЕМЬЯМ?»
Например, вот так. Здание ресурсного центра в Воронеже делится на зоны: игровую и учебную. 15 минут позанимались, затем перерыв, чтоб не уставали.
А еще дети-аутисты ходят в обычные классы в Москве, Петербурге и Саратове. Готовят и психологов для работы с аутистами. Но это капля в море, говорят сотрудники фонда «Выход».
«Ни в одной поликлинике в России не знают, как у этого ребенка взять анализ крови, вылечить зуб, я уж не говорю про МРТ. А в международной практике есть такой опыт. Этому просто обучают врачей и медперсонал», - рассказывает президент благотворительного фонда «Выход» Авдотья Смирнова.
Еще нет ранней диагностики, возможности до двух лет понять, что ребенок - аутист. Чем больше времени упущено, тем дальше они от общества.
«МОГУТ ЛИ ПОТОМ ЭТИ ДЕТИ КАК-ТО В ОБЩЕСТВЕ НАХОДИТЬСЯ?»
В фондах могут научить детей-аутистов жить в обществе. Но сделать частью общества не могут. Это уже, в том числе, наша задача. Вот Тимофей с мамой ходит по магазинам. Продавцы злятся – он трогает витрины руками. «Хоть футболку носи с надписью: «Мой ребенок – аутист», - шутит она.
Мама Тимура из Новосибирска не отходит от него на занятиях по каратэ. Иногда нужно просто сделать перерыв, успокоить. Когда родителей нет рядом, успокоят тьюторы, то есть сопровождающие. Если бы не Татьяна, Леша бы убежал из класса, а Матвей разбил бы себе лоб.
«Нас называют пауками. Рук много. Неосознанно вырастают: вторые третьи и четвертые пары рук», - рассказывает тьютор Татьяна Тихомирова.
Вовремя протянуть руку важно и детям с легкими формами аутизма. У Кирилла синдром Аспергера. Эти дети могут шнурки не научиться завязывать, но становятся лучшими в самых разных сферах.
Будущий артист распевается в коридоре московского центра для аутистов. Это фантастическое здание построили специально для таких мальчиков и девочек, как под копирку с их же рисунков. Говорят, здесь обычные люди ориентируются с трудом, а аутисты идеально. За порогом центра все пока наоборот. Но если для них будет открываться больше дверей, все изменится.