Самые больные темы системы образования обсудили на Общероссийском родительском собрании
На вопросы в режиме видеоконференции ответила министр Ольга Васильева. Поборы в разных регионах. Почему с родителей школьников требуют деньги? Что меняется в системе ЕГЭ? И примета нового времени — детям мешают учиться телефоны и прочие гаджеты.
Начало нового учебного года — это в первую очередь стресс для родителей. Один большой вопрос: чего ждать от школьного образования? Его сегодня в той или иной форме задавали не только мамы и папы из разных регионов страны, но даже из космоса.
Астрономия — не просто теперь обязательный предмет, а совместная с Роскосмосом программа. Министр образования Ольга Васильева благодаря ей побывала на Байконуре вместе со школьниками. В недалеком будущем это, возможно, новый вид экскурсий. Сбудется мечта многих мальчишек и девчонок — посмотреть на запуск космического корабля.
«Для меня было большим откровением, потому что, когда я пришла в Министерство, я вдруг обнаружила, что страна, полетевшая в космос, почему-то отказалась от астрономии. У ребенка должен быть очень большой охват горизонта. Вот та самая среда, в которой он растет. И, конечно, без звезд и без неба нельзя», — сказала Ольга Васильева.
Общероссийское родительское собрание в этом году объединило родителей всей страны — телемост. Вопросы на сайте Министерства образования и из зала.
Неважно, родитель первоклассника или ученика пятого класс, три буквы — ЕГЭ — волнуют всех. Тестовая часть по всем предметам, кроме иностранного, в прошлом. По русскому языку ввели устный экзамен как допуск к государственной итоговой аттестации в девятос классе. Прочитал книгу — расскажи о ней. Сегодня, оказывается, это многим дается с трудом.
«Мы возвращаемся к тому, что было. Что касается устного экзамена. Наши дети прекрасные, они не говорят. Не говорят, понимаете! А нужно говорить», — сказала Ольга Васильева.
Не говорят, но активно переписываются — общаются через социальные сети. Иногда даже на уроках.
«Возможно ли на федеральном уровне урегулировать вопрос о запрете использования учениками смартфонов во время учебного процесса?» — зачитал вопрос заведующий кафедрой мировой литературы и культуры МГИМО Юрий Вяземский.
«Школа сама вправе выбирать. Но мое глубочайшее убеждение, что он мешает. Ребята приходят в школу, стоит красивый ящичек, в который кладутся телефоны. Они не нужны, они зачем на уроке?» — говорит Ольга Васильева.
Поборы в школах. Они есть и в столице, и в регионах. От благотворительных пожертвований на туалетную бумагу до покупки новой мебели. В этот раз жалуются родители из Дагестана.
«У нас в регионе стало традицией, что на ремонт школ собирают деньги с родителей или в конце учебного года или в начале», — пожаловалась Халимат Сурхаева, руководитель регионального отделения Всероссийской национальной родительской ассоциации.
«Ни о каком ремонте за счет родителей речи быть не должно, вы прекрасно это понимаете. У нас существует наш базовый закон об образовании, который не предполагает никаких правовых норм, никаких поборов, и поэтому каждый отдельный случай, его нужно решать, наверное, уже и с органами правоохранительными», — отметила глава Минобрнауки.
Недопустимо и наличие третьей смены в школах. Но регионов с такими проблемами почти не осталось. До конца 2017 откроют 170 новых школ. Это около 100 тысяч учебных мест.
Общероссийское родительское собрание проходит в четвертый раз. Важный диалог за эти годы стал не просто традицией — неотъемлемой частью подготовки к первому сентября.