Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
31 августа 2017, 21:00

Депортированная из Киева журналистка Первого канала Анна Курбатова вернулась в Москву

Сегодня мы снова увидели — сначала в эфире, а потом и в редакции — Анну Курбатову. Наша коллега вернулась из командировки в Киев, окончание которой стало более чем тревожным.

Накануне Аню похитили, долго держали на допросе, а потом ночью, с температурой, по лесу, отвезли на границу и предложили дальше идти в Россию пешком. Все уже позади, и мы все этому очень рады.

В аэропорту десятки телекамер. Эта пресс-конференция о большом международном скандале, но все же у коллег есть и повод для радости. Ведь сначала о судьбе корреспондента Первого канала Анне Курбатовой не было ничего известно. Волновалась за Аню вся редакция. Средь бела дня в центре Киева к нашему корреспонденту подошли крепкие мужчины, махнули корочками и затолкали в автомобиль. Связь с ней появилась только на границе.

«Было темно, холодно. Меня буквально, по ощущениям, вышвырнули на границе без денег, без копейки практически, там было несколько гривен на таблетки, за которыми я шла», — рассказывает журналистка.

В первые минуты уже на территории России Аня пыталась прийти в себя. Паспорт и телефон отобрали, а через три часа обвинили в угрозе национальной безопасности и суверенитету Украины. Причина — не так выразилась в сюжете о Дне независимости.

«Мы сказали, что как бы неспокойно в Киеве, оно конечно, неспокойно, но это не ваше дело, сами тут разберемся. И самое главное, что конфликт в Донбассе мы назвали «гражданской войной», а не «российской агрессией». Мне очень долго и очень фактурно объясняли, что мы должны называть это только российской агрессией», — рассказывает журналистка.

Итог — выдворение из страны и запрет на въезд на три года. По мнению Киева, на Украине должны работать только угодные журналисты — как местные, так и иностранные. Сомневаться в величии Незалежной запрещено и небезопасно.

Из-за термина «гражданская война» Киев уже не раз скандалил со многими СМИ. В 2015 году пытался учить и BBC, но там на уроки украинской цензуры дали однозначный ответ: «Британская вещательная корпорация BBC оставляет за собой право использовать различные термины для освещения происходящего на востоке Украины. Использование данного термина не означает, что мы занимаем чью-то сторону, поскольку мы привержены точному, беспристрастному и объективному освещению конфликта на Украине».

На жесткое и демонстративное выдворение Киев в тот раз не решился. Может быть, тогда международные правозащитные организации не молчали бы, ведь интересы западных коллег они отстаивают при малейшем поводе. Выборочный подход, когда речь идет о правах и жизнях журналистов, сегодня жестко оценили в российском МИД.

«Шокировало еще и то, что мы не услышали ни от одного высокопоставленного международного представителя или представителя зарубежных стран какой-либо квалификации данных действий Киева. Мы видим, с каким трепетом относятся к тому, что происходит с представителями гражданского общества в различных случаях и странах. Почему нет никакой реакции в отношении российских журналистов? Мы вчера также с вами услышали, что свои действия СБУ мотивировала тем, что им не нравится тот контент и то содержание репортажей на «Первом канале». Не это ли является цензурой?» — сказала официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

Только сегодня к вечеру появилась реакция Совета Европы. Они разместили тревожное оповещение о депортации российских журналистов, которое получило статус угрозы второго уровня. Но это лишь значит, что страны Совета Европы могут в добровольном порядке держать ответ на это сообщение. Подобные публикации были и в отношении испанских журналистов, которых депортировали с Украины накануне, но ответа Киева так и не последовало.

Гонения на российских журналистов Киев ведет три года. Обращение, как с преступниками: выслеживают, заламывают руки, отбирают документы и телефон, допрашивают без адвоката. Все это, конечно, не вписывается в определение европейского государства, которым мнит себя Украина.

О том, что у российских журналистов есть права, хоть и робко, но напомнили в ОБСЕ. В письме, направленном министру иностранных дел Украины Павлу Климкину, призвали Киев отказаться от подобной практики, а меры назвали излишними. Но киевские власти уже, видимо, настолько считают себя великой украинской державой, что в ответ решили поучить ОБСЕ нормам европейской гуманности. Заявили, что будут выгонять журналистов и впредь.

Председатель Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины Олег Наливайко и вовсе разглядел в этом многоходовую провокацию Кремля: «На мой взгляд, это была просчитанная Россией операция. Это и есть гибридная война, про которую все говорят, это ее элемент».

А некоторые официальные лица жалеют, что нашего корреспондента не использовали в качестве заложника.

«Итак, пропагандистка Курбатова будет принудительно выдворена с территории Украины с последующим запретом въезда из-за антиукраинской деятельности. Это все. Хотя ради справедливости, может, и стоило бы задержать и использовать для обмена на наших заложников», — пишет в «Фейсбуке» советник министра внутренних дел Украины Зорян Шкиряк.

Как правило, травля на журналистов начинается, когда их имена попадают на сайт «Миротворец». Так было и с Олесем Бузиной, которого убили неизвестные. Угрозы поступали и Анне Курбатовой. Теперь, когда все страхи позади, она с теплотой благодарит всех тех, кто оказал ей помощь.

Похоже, помощь еще понадобится многим журналистам на Украине. Только за последний месяц из страны выдворили пятерых представителей СМИ.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей