Очень ценный подарок от испанских меценатов получили российские музеи
Более полусотни картин из уникальной коллекции, охватывающей почти век русской и советской живописи. Все это собиралось десятилетиями в разных городах нашей страны.
Долорес Томас Сильвестре отдает не просто одну работу из собранных пяти тысяч — отдает любимую, что находилась дома, перед глазами, каждый день. Портрет с кошкой художника московской школы Вадима Величко. Испанка собирала русскую и советскую живопись 40 лет, а теперь безвозмездно расстается с жемчужинами коллекции. 58 картин разойдутся по музеям Москвы, Нижнего Новгорода и Волгограда.
Сейчас их внимательно изучают специалисты. Долорес Томас Сильвестре держала картины в специальном хранилище — помещении бывшего банка, под Мадридом. Климат, освещение — все было подобрано специально, но современная живопись капризна.
«Живописные, такие яркие экспрессивные вещи, написанные, так скажем, на выдохе», — говорит искусствовед, научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Вера Головина.
Это все — про работы Арона Буха. Они хранятся в музеях и частных коллекциях более чем в 20 странах, а в Третьяковской галереи московский художник представлен не был. До этого момента. Сын художника рассказывает про вазы, которые отец писал постоянно. И останавливается у автопортрета Арона Буха. Видимо, художник работал над ним не в духе.
И все-таки на работах русских живописцев останется испанский опечаток. Но не на лицевой стороне, а оборотной — Долорес Томас Сильвестре просила подписывать название картин по-испански.
Эта картина была в мастерской у Керопа Согомоняна, когда испанка приехала к нему в гости.
В 90-х Долорес Томас Сильвестре проехала по всей России, буквально добралась до Чукотки, чтобы лично познакомиться со многими художниками.
«Я начала собирать картины в эпоху коммунизма. Было очень трудно и проблематично. Еще тогда я поняла, что картины являются сокровищем. Сама манера написания была загадкой для Запада. Я не типичный коллекционер, скорее любитель картин русских художников», — призналась Долорес Томас Сильвестре.
«Сегодня действительно трудно представить, как она в 90-е могла одна ездить в Россию, как она попадала к художникам, как она выбирала вещи, но, я думаю, что по крайней мере в том, что привезено, виден ее глаз, ее вкус», — сказала генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Полотна не раз выставлялись в Испании — стране, где сильна и своя школа живописи, где творили великие мастера. Но почему-то Долорес Томас Сильвестре находила, покупала, привозила и выставляла Россию XX века. Почему? Ответ прост. «Россия, я тебя очень люблю!» — говорит Долорес Томас Сильвестре.