Премьера в московском театре «Et Cetera»: красочный спектакль по мотивам «Декамерона» Джованни Бокаччо
Первая премьера нового года в московском театре «Et Cetera». Болгарский режиссер Александр Морфов представил спектакль «Декамерон. Любовь во время чумы» по мотивам произведения Джованни Бокаччо. Передавая чувства, артисты жонглируют символами и смыслами, перенося зрителей из одной новеллы в другую, связывая времена и обозначая вечные ценности. А в атмосферу итальянского Возрождения непринужденно входят и электронная музыка, и мобильники, и спортивные трансляции.
Скроенный из кусочков, из лоскутов, «Декамерон» похож на разноцветный занавес бродячей труппы. Им можно заслонить от недоброго взгляда влюбленную пару или укрыться в непогоду, словно теплым одеялом.
Классический сюжет прост: группа из трех благородных юношей и семи дам, собравшись в церкви Санта-Мария-Новелла, решает уехать из охваченной чумой Флоренции на загородную виллу, чтобы там спастись от заразы. Впрочем, на сцене театра Et Cetera девушек не семь, а больше. У режиссера из Болгарии Александра Морфова – своя математика сотворения мира.
«Они меня соблазнили. Они настолько молодые, красивые. Хотелось бы, чтобы вся молодая труппа театра была там, на сцене», – говорит режиссер. «Настоящая любовь не может быть счастлива. Она всегда несчастна. Это бывает один раз. Это настолько сильное чувство внутри, что оно не может просто пройти», – считает он.
«Декамерон» полон контрастов. Небольшие отрывки, новеллы Боккаччо о любви и смерти, о людских пороках и страдании. Вот, например, один из героев — немой садовник в женском монастыре. Актер Амаду Мамадаков, играя мускулами, старался избежать пошлости. Монахиням привыкнуть к такому работнику непросто.
«Очень сложно соблюсти ту грань, середину золотую, чтобы зритель что-то зрелищное посмотрел и одновременно для себя понял высокие цели и задачи», – говорит актер.
Здесь никто, собственно, и не ставил перед собой цели воссоздать атмосферу эпохи Боккаччо, это, скорее, вариации на тему. И вот уже нет сценического пространства, а зрительные образы уносят куда-то далеко-далеко.
В атмосфере раннего Ренессанса – как в одном из залов Музея изобразительных искусств имени Пушкина, беспредельная искренность соседствует с невероятной поэтичностью. Но и все эти блестящие образцы изобразительного искусства были позже. В начале было все же слово. А уже потом золотой век с его бессмертными творениями Боттичелли.
«Связь времен; связь литературы великой и того нового искусства изобразительного, которое рождается в начале XV века во Флоренции. Литература и Боккаччо, в частности, вместе с Петраркой, вместе с Данте — это те, кого можно назвать родоначальниками новой европейской культуры», – говорит главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина Виктория Маркова.
И дальше — к великому Пазолини, у которого свой «Декамерон» и своя завораживающая красотой эстетика.
Боккаччо написал «Декамерон» почти семь веков назад. Но многое узнаваемо и написано будто про наше время. Здесь разговаривают по мобильному телефону, смотрят футбол на большом экране, слушают то ли хип-хоп, то ли рок-н-ролл. И вот уже изысканность эпохи Возрождения переходит в экспрессию сегодняшнего дня, и кажется, ничего не изменилось.