Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
13 мая 2018, 21:00

Миллионы людей прошли по улицам Москвы и городов России с портретами своих близких во время акции «Бессмертный полк»

"Мы прошли вместе с дедом, бабушкой или прадедом" — так говорят многие участники шествия «Бессмертного полка». Прошли вместе по Красной площади — это в Москве, или по какой-то центральной улице в других городах. Говорят так, как будто люди, чьи портреты они несли, живы. Выходит, что они не исчезли, наши родные, спасшие страну и мир от фашизма, они не растворились в небытии. Выходит, что они здесь, с нами… Одно из лучших стихотворений о войне Александра Твардовского об этом.

Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.

Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки, -
Точно в пропасть с обрыва -
И ни дна, ни покрышки.

И во всем этом мире,
До конца его дней,
Ни петлички, ни лычки
С гимнастерки моей.

Я – где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я – где с облачком пыли
Ходит рожь на холме;

Я – где крик петушиный
На заре по росе;
Я – где ваши машины
Воздух рвут на шоссе;

Где травинку к травинке
Речка травы прядет, -
Там, куда на поминки
Даже мать не придет.

Одни только кадры телевизионной трансляции производят сильное впечатление, но, конечно, совсем не то, что испытываешь внутри этой колонны. Сотни тысяч людей, а на самом деле – вдвое больше, ведь у каждого в руках портрет отца, деда или прадеда, молчаливых бойцов «Бессмертного полка».

"Мой дед прошел всю войну сапером. Ошибись он хоть раз, я бы не шел тут с его портретом. Меня бы вообще не было. Здесь среди фотографий фронтовиков это как-то особенно ощущается. Дед не любил рассказывать о войне, как и большинство из тех, кто прошел настоящий ад на земле", - говорит журналист Первого канала Кирилл Брайнин.

Вглядываясь в эти лица, трудно представить, что им пришлось пережить. А читая сохранившийся наградной лист, вряд ли можно понять, что значит, например, разминировать мост под огнем противника. Но зато мы можем помнить о каждом, кому обязаны жизнью, и еще можем рассказать детям, чтобы после нас помнили и они.

Их разделяют четыре поколения – правнуки, а порой и праправнуки тоже в строю, и это не просто прогулка с родителями по Тверской. Они помнят о подвиге героев, которых даже никогда и не видели.

«Прадедушка был командиром орудия и освобождал Москву и Калининград, а также брал Берлин. А другой прадедушка служил в полку «Нормандия-Неман» и подвозил боеприпасы и бензин к самолетам», – рассказывает участница акции «Бессмертный полк» Катя Баркова.

Кате о прадедушках часто рассказывают дома, а Ване Дмитриеву мама показала семейную реликвию – пожелтевшую вырезку из газеты 1945 года с заметкой о родном машинисте.

«Это мой прадедушка Дмитриев Виктор Николаевич. Он пошел на войну в 16 лет. Он привез со своим напарником первый поезд в Берлин. С боеприпасами», – рассказывает мальчик.

Иногда то военное время здесь буквально оживает в руках потомков, бережно хранящих память о тех, кто не вернулся, но в сердце остался навсегда.

«Это часы, которые остались от моего дедушки. Он ушел летом 1941 года на фронт и, к сожалению, пропал без вести. И мы о нем больше ничего не знаем. Представляете, они идут. И это я передам по наследству своему сыну», – говорит участница шествия.

За каждой фотографией – судьба человека, а то и не одного. И фронтовая любовь, которую пронесли потом через всю жизнь прадедушка и прабабушка этой девочки, и письма домой, о которых, слегка волнуясь, рассказывает внук героя – сам уже седой.

«Это был роман в письмах между дедушкой и его женой, моей, соответственно бабушкой. Он писал такие нежные, трогательные письма. Вот сейчас читаешь и удивляешься – ни слова о войне. И всегда – моя милая, дорогая, любимая», – рассказывает участник шествия.

А как их ждали, знают только те, кто пережил или мучительную боль потери, или, наоборот, радость встречи, когда, казалось бы, уже не осталось надежды.

«Мне тогда было 9 лет. Помню, как он пришел, очень хорошо помню. Я была с братишкой дома вдвоем. И помню, как похоронили его в 1949 году, на 9 мая хоронили. Как раз с сегодняшнего дня 69 лет, как мы его хоронили», – рассказывает участница акции.

Горе и радость здесь так близко, что кажется – слезы счастья и отчаянья уже давно смешались, и что это за смесь, не передать словами. Надо почувствовать. И послушать рассказы о тех, кто в самые страшные минуты продолжал бороться за жизнь и спасать других, как узник Собибора Александр Печерский, организовавший единственный успешный побег заключенных из фашистского концлагеря. Его портрет несла внучка героя Наталья Ладыченко. А рядом шли внуки и правнуки тех, кто бежал вместе с ним.

«Это очень трогательно. Я очень рада, что я иду в колонне людей, чьи деды и прадеды были в Собиборе и спаслись... И это очень символично, что сейчас тут столько потомков. И, слава богу, если бы не былого этого побега, их не было бы сейчас а этой земле, они не смогли бы родиться», – говорит она.

А не было бы военного врача Александра Вишневского, сколько бы еще жизней унесла война? Но его фотография здесь, в руках внучки и правнука. Они никогда его не видели, но помнят, что он сделал для Победы. И знают, как мучились и умирали от шока солдаты Великой Отечественной под скальпелем в полевом госпитале, пока не появилась новокаиновая блокада.

«Методы лечения наших солдат, которые он разработал со своим отцом, Александром Васильевичем, они позволили спасти десятки тысяч жизней наших солдат. И после войны этот хирург стал директором Института хирургии имени Вишневского. Это человек, который первый в нашей стране осуществил пересадку сердца. Для меня сегодня важно не только отдать память моему деду. Потому что я всегда о нем думаю, я всегда о нем молюсь, и это все всегда со мной. Но мне важно это передать моему сыну, чтобы он правильно понимал то, что произошло в этот день», – говорит Галина Вишневская.

Своего деда никогда не видела и Наргиз Алхасова. Он не вернулся с войны. Но подвиг героя Советского Союза, летчика Валентина Эмирова помнит вся страна. И конечно, большая семья.

«Ему удалось сбить один самолет и совершить героический поступок, когда он в горящем самолете, будучи раненным, пошел на таран и сбил еще один самолет. Для меня это очень важный день, и приятно находиться здесь, когда все люди сливаются в одну реку, так сказать, эмоциональную со своими родственниками, независимо от национальности, вероисповедания, это очень важно», – говорит Наргиз Алхасова.

В родном дагестанском селе у памятника Валентину Эмирову 9 мая всегда цветы. А в столице республики – тоже река портретов, тысячи людей прошли по улицам Махачкалы. «Бессмертный полк» прошагал по всей большой стране. В Петербурге по Невскому проспекту на машинах времен войны проехали ветераны Великой Отечественной. В Казани на акции – около 200 тысяч человек с портретами фронтовиков. А в Красноярске – гигантская копия знамени Победы. Волгоград, Севастополь, Нижний Новгород, Калининград, Грозный – больше десяти миллионов участников шествия. Население далеко не самой маленькой европейской страны.

Под песни военных лет, мимо полевых кухонь с солдатской кашей. В этот день она почему-то кажется такой вкусной – фронтовая экзотика для нас, на знавших голода и лишений войны. Тут только понимаешь, почему многие старики до конца жизни пили чай с пятью кусками сахара и все ели с хлебом, даже торт на праздник, и как хорошо, что нам это чувство не знакомо. А ведь этим мы обязаны им, солдатам, которые смотрят сейчас с тысяч портретов на Тверской.

В Москве, в строю «Бессмертного полка» прошли и премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху, и президент Сербии Александр Вучич вместе с Владимиром Путиным – у него в руках портрет отца, Владимира Спиридоновича, воевавшего на знаменитом Невском пятачке. Так его называли, потому что на карте пятикопеечная монета закрывала этот клочок земли, такой крошечный, но такой важный для прорыва блокады Ленинграда. А в прямом эфире другой фронтовик Михаил Зорин рассказал о случайной встрече с отцом президента.

«Мы воевали с ним. Отец Путина был моряк, Владимир Спиридонович. Они были сняты с кораблей и попали в 330-й полк. И его слова я запомнил. Вас-то за что малышей взяли в армию – нам было по 18, а он уже был в возрасте. Ну, говорю, так случилось», – рассказывает ветеран.

Михаилу Петровичу в этом году будет 95. Он один из немногих, кто выжил на том самом Невском пятачке. Сначала в 1942 году, а потом и в 1943 году при форсировании Невы, когда войска прорвали блокаду.

«Лед уже был, а перед берегом были затоплены баржи, и никто не догадался, что там секретные точки немецкие. А там на плотиках лежали немецкие не снайпера, а пулеметы. Но никто не знал. И когда пошли, Нева была красная от крови. Стон, крик — спасите, помогите, был такой стон, понимаете? Он лежит без ног и еще орет: пристрелите меня. А кто живого человека солдата нашего пристрелит!» – вспоминает Михаил Зорин.

Войну Михаил Петрович закончил в Германии, но главной наградой считает медаль за оборону Ленинграда, своего родного города. В Александровском саду у Вечного огня к нему подходят незнакомые люди, чтобы сказать спасибо, и особенно приятно, когда это говорят дети. Этот пожилой человек очень гордится тем, что они знают.

Маленькой Насте знакомы еще не все слова советской песни о пограничниках, но зато она знает, что была война, и что прабабушка и прадедушка сделали все, чтобы Настя родилась в мирной стране и никогда не слышала воя сирены воздушной тревоги. Тех, кто сделал это для нее и для всех нас, так много, что их истории, как ни старайся, не уместишь ни в одном эфире, а так хочется рассказать о каждом хоть чуть-чуть.

«Козлов Василий Федорович. Воевал в Прибалтике, был связистом. Ранен в руку».

«Фомин Сергей Матвеевич, танкист. Освобождал Будапешт. Ранен был под Сталинградом».

«Дед Цветков Яков Васильевич. Ушел на войну в 1941 году и встретил победу в 1944 году в госпитале в Будапеште. Война – это страшное слово. Я не представляю, если бы он погиб. После войны он родил девять детей, среди которых мой отец Василий Яковлевич».

«Наша бабушка Захарова-Арбузова Екатерина Григорьевна. Она труженик Великой Отечественной войны. Вчера я специально прилетела из Австралии, чтобы поучаствовать в шествии «Бессмертного полка». Мы знаем, что в Австралии проходит тоже «Бессмертный полк», и мы хотим сказать, что подвиг ваш бессмертен. Мы гордимся нашими героями».

Гордимся и говорим спасибо – это слово в глазах каждого, кто прошел вроде такой короткий, но такой важный путь. Вот уже Красная площадь, здесь заканчивается шествие «Бессмертного полка». Отсюда в ноябре 1941 года прямо с парада бойцы уходили на фронт. И вот теперь вернулись. Даже те, кто не пришел с войны. Для них здесь, на главной площади страны детский ансамбль Александрова поет знаменитую «Катюшу» – песню, которая стала символом великой Победы, а главное, она ведь еще и про любовь. Про такую, которой даже война не страшна.

Читайте также: