В Москве простились с Дмитрием Брусникиным
Один из самых успешных, узнаваемых и любимых киноактеров был еще и по-настоящему талантливым театральным педагогом, который зажег на подмостках целое созвездие талантов. Многие из его учеников — актеры, режиссеры — пришли сегодня отдать мастеру последние почести.
Осиротела большая семья Брусникина. Шок и невосполнимая потеря. Именно это чувствуют сегодня все, кто прощаются с актером, коллегой и другом. Но самые доверительные и сердечные отношения были у Дмитрия Брусникина с учениками. Он называл их «мои дети», а они, любя, — «мастером с седой бородой». И им сейчас особенно больно.
«Возникает свой театр, ребята, которые в него верят, и он их любит и верит... Это беда, это страшно. Это несправедливо и неправильно», — говорит художественный руководитель МХТ имени Чехова Сергей Женовач.
«Когда увидел его, говорю: "Ты как Константин Сергеевич!" Он первым стал седовласым, красивым и мудрым. Поэтому я не могу понять и осознать, что произошло», — сказал художественный руководитель театра-студии "Табакерка", народный артист РФ Владимир Машков.
Брусникин был любимым учеником Олега Ефремова — он разглядел в нем особую искренность и актерский дар. Уже на дипломный спектакль Школы-студии МХАТ, где Брусникин играл Алексея Турбина, попасть было невозможно.
«Он был, безусловно, мужчина. Наверное, многие женщины хотели бы такого героя, такого настоящего мужчину видеть рядом с собой», — сказала народная артистка РФ Марина Зудина.
«Ощущение какой-то недосягаемости, такого обаяния. Внешне необыкновенно красивый, выразительный», — говорит директор культурного центра-музея «Дом Высоцкого на Таганке» Никита Высоцкий.
Актер с внешностью дворянина, аристократа с умными глазами, он завораживал зрителей, играя на сцене и в кино людей глубоких, открытых и всегда с беспокойным сердцем.
«"Мастера и Маргариту" мы играли много лет вместе, объездили всю нашу страну с ним. Но самое страшное... Мы каждый Новый год праздновали вместе. Я себе не представляю Новый год без него», — сказала народная артистка РСФСР Елена Проклова.
Роль в фильме «Таинственная страсть» стала для него одной из последних. Он вложил в нее все свое презрение к публичной порке и лицемерию. Ведь своих «детей» он всегда учил быть смелыми и честными. И считал, что театр создан, чтобы оценивать время и говорить о нем правду. За свою жизнь он воспитал столько актеров, которых мы каждый день видим в кино и на сцене, что, кажется, не сосчитать.
«Глядя на Дмитрия Владимировича, очень многому можно было научиться. Прежде всего это какие-то этические вещи. Он был большим человеком, огромным человеком», – отметила актриса Виктория Исакова.
«Дмитрий Владимирович мог всех своих учеников назвать отчасти друзьями. По крайней мере он очень как-то лично ко всем относился, не пропускал никого. И действительно в каждом принимал участие», – сказала актриса Дарья Мороз.
Профессор Школы-студии МХАТ, он создал не просто свой театр, а целую вселенную молодых и талантливых актеров и режиссеров, которую сразу же назвали «брусникинцами». И их, по сути студенческие, спектакли — антивоенная «Конармия» по рассказам Бабеля или «Это тоже я» — становились большим событием. Два года назад он сел с учениками в плацкартный вагон и за две недели проехал до Владивостока и обратно. Из рассказов обычных людей родился спектакль «Транссиб».
«Он был как наседка со своими ребятами. Очень страшно подумать, что случится с ними сейчас, потому что это был его театр, это была его идея», — сказала директор Театра на Таганке Ирина Апексимова.
«Самая большая задача, чтобы это дело не пропало, чтобы его соратники подхватили его дело и довели до конца», – добавил художественный руководитель Государственного Театра Наций, народный артист РФ Евгений Миронов.
В мае Дмитрий Брусникин возглавил московский театр «Практика» и строил большие планы на новый сезон. Говорят, не послушал врачей — не взял отпуск, и вот подвело сердце. «Дальше — сами» — так написал у себя на странице один из его учеников.
Всю жизнь он обожал стихи, самые разные, и всегда читал их проникновенно.
— Что же из этого следует? — Следует жить,
шить сарафаны и легкие платья из ситца.
— Вы полагаете, все это будет носиться?
— Я полагаю, что все это следует шить... (Ю. Левитанский)
В последний путь любимого актера и педагога проводили не просто аплодисментами. 15-минутная, а казалось бесконечная, овация накрыла Камергерский. Так его не хотели отпускать.
После отпевания в храме Дмитрия Брусникина похоронили на Троекуровском кладбище Москвы. Ему было всего 60 лет.