На фестивале в Зальцбурге показали новую постановку «Итальянки в Алжире»
Музыкальная сенсация в Зальцбурге. Звездную оперу «Итальянка в Алжире» с нетерпением ждали поклонники высокого искусства. И вот премьера. В программе престижного фестиваля и другие громкие постановки. Концерты, опера, драма — сотни спектаклей.
Оглушительные овации. Волна, вернувшаяся Теодору Курентзису от потрясенного зала, на который он обрушил Девятую симфонию Бетховена. За пару часов до выступления признался: волнуется.
По узким улочкам средневекового Зальцбурга он спешит на репетицию в знаменитый зал «Фельзенрайтшуле» — бывший конный манеж с арками, выбитыми прямо в скале. Здесь Курентзис вместе с пермским оркестром MusicAeterna представляет свою интерпретацию знаменитой симфонии Бетховена.
«Он создавал музыку глухой, он дирижировал Девятую симфонию глухой, никогда так и не услышал ее, только чувствовал вибрацию», — рассказывает дирижер, художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис.
И дирижер воссоздает эту вибрацию с помощью инструментов времен композитора.
«Видите, как истерлась роспись. Мне придется по старинке менять во время концерта эту часть трубы», — рассказывает Хайс Лакей, валторнист оркестра musicAeterna Пермского театра оперы и балета.
А на скрипках синтетические струны заменили на жильные.
«Казалось бы, это маленькая деталь, но она может полностью перевернуть точку зрения», — говорит Айлен Притчин, концертмейстер оркестра musicAeterna Пермского театра оперы и балета
Теодор Курентзис, родившийся в Греции, живет в России уже 24 года. Пермский театр оперы и балета, который он возглавляет, сегодня стал местом паломничества меломанов со всего мира. В прошлом году оперой «Милосердие Тита» музыканты триумфально открыли Зальцбургский фестиваль. В этом — сыграют все симфонии Бетховена.
Художественную политику самого престижного музыкального смотра на планете с почти вековой историей второй год определяет известный пианист Маркус Хинтерхойзер. Он признался: русская культура — его страсть.
«Я уверен, что Россия очень важна, а русская культура абсолютно незаменима и слишком велика, чтобы Европа могла позволить себе то, что сейчас происходит по отношению к вам. Давайте назовем это моей маленькой гражданской позицией. Здесь, в Зальцбурге, русских музыкантов любят и всегда очень ждут», — сказал художественный руководитель Зальцбургского фестиваля Маркус Хинтерхойзер.
А в одну из самых ожидаемых опер — «Итальянку в Алжире» Россини в современном прочтении — легендарная певица Чичелия Бартоли пригласила Ильдара Абдразакова.
«С его невероятно богатым сочным голосом он умудряется играть словами, при этом с тончайшими деталями, присущими музыке Россини. Очень сочно!» — сказала оперная певица Чечилия Бартоли.
«Здесь совсем другая, особенная атмосфера. Когда выходишь на сцену, ты уже знаешь, что тебя ждут, тебя любят и хотят услышать твой голос, твое ощущение, твои эмоции», — говорит оперный певец Ильдар Абдразаков.
Концерты, опера, драма — почти 200 представлений. На полтора летних месяца музыка полностью подчиняет себе город и задает ему ритм.
Музыкальная золотая миля. На эту небольшую зальцбургскую улицу съезжаются ценители музыки, без преувеличения сказать, со всего света, чтобы услышать лучших музыкантов мира.
Как и 98 лет назад, когда Рихард Штраус основал этот фестиваль, зрителей в зал зовут специальным колокольчиком. А музыканты, которые вечером вдохновляют зрителей своим искусством, днем сами ищут вдохновение, гуляя по городу.
«Это особое ощущение — играть на родине Моцарта. Здесь очень много этой истории», — говорит пианист Даниил Трифонов.
«Зальцбург как один московский район, но такая концентрация силы музыки и искусства в этом городе, что это сразу чувствуется», — сказал Теодор Курентзис.