Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
28 октября 2018, 21:00

Морской сбой: зачем Украина нагнетает ситуацию на Азовском море и при чем тут Европейский парламент?

 

Петр Толстой

Азовское море. Со времен Русско-турецких войн, кажется, этот водоем не был причиной серьезных конфликтов. Не был, а вот опять. Ладно бы наши украинские друзья занимались своим любимым делом – просили бы у дяденьки мелочь на выходе из магазина. Дяденька в ответ – подзатыльник. И тут из-за угла выскакивает компания накачанных ребят – ты чего мальца обижаешь? И тут вот что интересно. Эта схема, где в роли мальца — Украина, в роли дяденьки — мы, а в роли накачанной шпаны – европейцы, наши, назовем их так, западные партнеры, схема эта всем хороша, кроме одного. Она в этом конкретном случае уже привела к тяжелым для мальца последствиям: перелому конечностей и сотрясению мозга как минимум. Я имею в виду события 14 года и все, что от так называемого государства Украина на сегодня осталось. Но малец не унимается, ползет и хрипит: «Дяденька, дай еще». И ребята накачанные молодцы – по-прежнему стоят за углом и науськивают мальца вести себя понаглее.

На этой неделе Европарламент принял резолюцию по Азовскому морю. Абсолютным большинством. В документе нам грозят санкциями в случае «обострения ситуации». Хотя, казалось бы, куда острее. Где, спрашивается, Европарламент и где Азовское море? Но нет, вот и НАТО стремится провести в наше внутреннее море свои корабли для совместных с Украиной учений.

То есть, казалось, простое соображение – если бы первый раз ребята из-за угла не вылезли и не стали бы раздавать евромечты и печеньки на Майдане, не приветствовали бы госпереворот, тогда, глядишь, малец был бы цел. Ну цел не цел, но точно целее, чем сейчас. И вот сейчас опять им неймется. Отсюда единственный вывод – мальца им не жалко.

За пять лет на украинском телевидении вышло столько репортажей о санкциях, что это уже казалось не новостью, а фоном. И вот теперь даже неожиданно звучат привычные слова в новом контексте.

Указ о необходимости санкций подписал на этой неделе президент. А Дмитрий Медведев сообщил, что правительство готовит документ, в котором будут перечислены конкретные ограничения.

«Ни указ, ни постановления правительства не будут распространяться на украинцев в целом, это абсолютно неприемлемо. Мы, наоборот, преисполнены самых дружеских чувств к украинскому народу. Но отдельные граждане, которые наносят вред интересам Российской Федерации, в эти постановления попадут, — сообщил премьер. — О чем идет речь? Речь идет, во-первых, о блокировании их активов, которые находятся на территории Российской Федерации, то есть запрете совершать с ними какие-либо действия. Во-вторых, о запрете перечисления денежных средств, которые находятся в источниках, расположенных в Российской Федерации, то есть о запрете вывоза капитала. И наконец, в-третьих, речь пойдет о том, чтобы запретить определенные категории товаров, которые произведены на Украине, поставлять в Российскую Федерацию».

Россия до сих пор остается главным торговым партнером Украины. Оборот исчисляется миллиардами. Российские инвестиции — треть рынка. Но в Киеве уже заявили, что санкции на Украину повлиять никак не могут.

«Они больше принесут вреда самой России, нежели Украине», — заявил политолог Тарас Чорновол.

Навредить Украине сильнее, чем это делает ее руководство, в Кремле, конечно, не смогут. Запрещенный поезд Киев — Москва был самым прибыльным направлением украинской железной дороги. Самолеты в Россию по-прежнему летают, но через Минск, и доходы остаются там же. А блокада Крыма не увеличивает симпатии жителей полуострова, о возвращении которого говорит украинский президент. Причин для ответных санкций со стороны России, конечно, море. И на этой неделе в Киеве гадали — какое именно.

Азовское море — самое мелкое в мире, обманчиво спокойное. Омывает берега России и Украины. Много лет здесь мирно ловили рыбу, возили на небольших судах уголь и руду.

«Каждый год собирались рабочие группы, они определяли квоты по вылову рыбы, и никаких проблем не было. Все спокойно ловили, спокойно осуществляли проход, даже в период строительства Керченского моста, то есть никаких проблем здесь не было. Они вдруг резко появились в 18 году», — отметил президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.

Полгода назад украинские пограничники задержали крымское рыболовецкое судно «Норд» лишь за то, что у рыбаков были российские паспорта. Документы отобрали, а экипаж держали в антисанитарных условиях. От рыбаков требовались признать себя гражданами Украины. Двоим членам команды удалось организовать побег. Капитану «Норда» сейчас грозит до пяти лет тюрьмы. Случай настолько вопиющий, что судья отказалась вести дело — взяла самоотвод. Позже таким же пиратским способом был захвачен другой российский корабль — «Механик Погодин».

 Тем не менее как раз Украина пожаловалась в европейские инстанции на Россию. Якобы в Керченском проливе создаются препятствия для торгового судоходства — из-за того, что пограничники досматривают корабли.

«Милитаризация Азовского моря не отвечает чьим-либо интересам. Она только дестабилизирует и без того сложную ситуацию в регионе. Не надо забывать, что Азовское море — это европейское море», — заявила верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини.

Страсбург к Азовскому морю, конечно, ближе, чем Сомали. Но европейским это море прежде не называли.

«Выступления всех, кого попало, кто начинает трактовать какие-то свои правила судоходства в Азовском море, они выходят за пределы здравого смысла. Это все равно, как, если бы, например, мы комментировали, что происходит в Южно-Китайском море. Азовское море относится к разряду внутренних морей, которые, по сути дела, принадлежат двум странам: Украине и России», — сказал председатель «Комитета спасения Украины» Николай Азаров.

Бывший премьер-министр Украины Николай Азаров помнит, как заключались соглашения по Азовскому морю. После противостояния на косе Тузла политики договорились, что в акваторию могут входить любые корабли России и Украины. И, конечно, в Керченском проливе разрешено их досматривать.

«Если есть подозрение в том, что судно осуществляет незаконные перевозки — например, осуществляет контрабандную деятельность, или содержит угрозу для безопасности, естественно, что корабль пограничных войск или любой другой военный корабль имеет право остановить и произвести досмотр», — отметил Николай Азаров.

По версии Киева из-за пограничного досмотра порты Мариуполя и Бердянска терпят убытки.

«Убытки больше миллиарда гривен», — заявил министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян.

Украинское судоходство в Азовском море, действительно, сократилось. Но причина — кризис в промышленности и отсутствие донецкого угля, который прежде был главным грузом в порту Мариуполя. Украинские рыболовецкие компании сейчас теряют промысел в Азовском море. Но лишь потому, что депутат от «Блока Петра Порошенко» сорвал заседание комиссии по рыболовству.

«Здесь сидит преступник, он въехал на нашу территорию, которую оккупировала Россия. Вы разговариваете с преступником. Я вас призываю немедленно прекратить это сборище. Это не заседание комиссии, это сборище», — заявил Рефат Чубаров, депутат Верховной Рады Украины.

На этих кадрах хорошо видно, кто мешает торговому судоходству. Но Европарламент на этой неделе принял резолюцию, в которой возложил всю ответственность, в том числе будущую, на Россию. Причины обострения в Азовском море вовсе не экономические. Украинские политики уже сейчас заявляют о том, что у берегов Мариуполя должны пройти военные учения стран НАТО.

Но даже если статус внутреннего моря будет отменен, а границы пересмотрены, то иностранные военные корабли смогут попасть к украинскому берегу разве что по суше. Проект осуществимый, особенно если отрабатывать маневры на моторных лодках.

 

Петр Толстой

Подводная лодка в степях Украины погибла в воздушном бою. Вместо порицания и клетки мальца-людоеда немного подкормили резолюцией, а он от этого не превратится в гуманиста, на уровне инстинктов он чувствует поощрение хозяина и требует еще.

Ситуацию вокруг Азовского моря обсуждают: политолог Олеся Яхно, глава комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников, депутат Верховной рады V-VII созывов Владимир Олейник, президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей