Социальная сеть как способ сведения политических счетов в США
У так называемой «фабрики троллей» обнаружилась рука не Москвы, а Вашингтона. В американской прессе разгорается скандал с участием демократов. Кампанию по дезинформации, в которой здесь обвиняли Россию, на самом деле вели противники президента США.
Речь о секретном эксперименте в Алабаме. О нем узнала «Нью-Йорк Таймс». В распоряжение газеты попали документы сенатского комитета по разведке. В них утверждается: американские хакеры подделывали русские аккаунты и распространяли фальшивые новости о республиканце Рое Муре.
«Операторы проекта создали страницу в "Фейсбуке", на которой они выдавали себя за консервативных жителей штата Алабама. Используя ее, они попытались посеять раздор среди республиканцев и отобрать голоса у кандидата Мура. Проект включал в себя схему привязки к кампании Мура тысяч "российских аккаунтов", которые внезапно подписались на него в "Твиттере", что привлекло внимание американских СМИ», — пишет «Нью-Йорк Таймс».
Кандидата Роя Мура публично поддерживал Дональд Трамп. Но гонку он проиграл. Аккурат накануне выборов союзника Трампа вдруг обвинили еще и в сексуальных домогательствах. В свете последних разоблачений возникает вопрос: а был ли харассмент или просто хорошо поработали американские тролли? Прокуратура Алабамы начала проверку.
Журналисты же нашли не только того, кто руководил кампанией против Мура, но и кто ее спонсировал. Это один из самых богатых людей Америки, Рид Хоффман. Убежденный демократ, основатель деловой социальной сети «Линкедин», один из крупнейших инвесторов Кремниевой долины. На страницах «Нью-Йорк Таймс» он оправдывается: дескать, был не в курсе, на что конкретно тратились деньги. Но на всякий случай извинился: «Я хочу с самого начала прояснить, что никогда не слышал об этом проекте, прежде чем прочитал о нем в репортаже на первой полосе «Нью-Йорк Таймс». Но мне есть за что извиниться, и я усвоил этот урок».
По данным «Вашингтон Пост», проект американской фабрики троллей обошелся миллиардеру в 100 тысяч долларов. Удивительное совпадение: «Фейсбук» ранее утверждал, что такую же сумму во время президентской кампании в США потратили на рекламу русские. Так кто кого ввел в заблуждение и как доказать? «Фейсбук» подчистил следы: все фальшивые американские страницы заблокированы или удалены.
«Теперь эта конструкция обвинений России во вмешательстве в выборы начинает рассыпаться. Мы имеем дело с провокацией, организованной на самом верху, на самом высоком уровне. И судя по всему, американские спецслужбы должны за это ответить», — сказал генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.
Если американцы подделывали русские аккаунты в Алабаме, то что мешало им это делать и во время президентских выборов? Более того, «Вашингтон Пост» выяснила: тот же Хоффман активно инвестировал в политические кампании в социальных сетях все последние годы. Поддерживаемые им фонды работали в связке с «Фейсбуком» весьма эффективно, отмечает газета.
«Кампания фонда "Новости за демократию" имела широкий охват. Всего за две недели в сентябре в "Фейсбуке" было организовано 16 миллионов показов. Эта организация не обязана раскрывать своих доноров, и Хоффман через помощника отказался от комментариев», — пишет издание.
«Мы сейчас знаем только вершину айсберга. На самом деле, я думаю, что и в американских и не в американских выборах таких фейковых аккаунтов было довольно много. Пользователи социальными сетями должны быть крайне осторожными в том, что они видят, читают, и не принимать ничего на веру», — говорит президент Центра глобальных интересов Николай Злобин.
Во что выльется скандал в США, пока не понятно. Американские каналы о нем упорно молчат. И, наконец, главный участник этой истории, «Фейсбук», судя по всему, не готов общаться с журналистами из России. Запрос на интервью с Марком Цукербергом съемочная группа отправила в пресс-службу его компании месяц назад. Письмо получили, но на него до сих пор не ответили.

