На Первом канале начинается показ ретро-детектива «Шифр»
Его герои, а точнее, героини – бывшие военные дешифровальщицы, которым приходится сталкиваться с расследованием преступлений в послевоенное время. Разгадывать сложнейшие ребусы приходится в эпоху 50-х, и это тоже одна из особенностей художественного замысла.
Роковое утро для московской официантки Анны – место убийства, пятна крови, косвенные улики. Все указывает на нее.
«Она боится, она понимает, что сейчас все – поскольку она не дура – понимает, что все против нее. Чтобы она ни говорила, выходит так, что да, все улики приводят к ней», – говорит о своей героине актриса Екатерина Вилкова.
Но так ли проста хрупкая девушка? В критической ситуации ей могут помочь только они, фронтовые подруги, связь с которыми после войны практически оборвалась. В прошлом боевая четверка – спецгруппа Генерального штаба: секретные сведения, планы врага, война шифровальных кодов.
«Это был дешифровальный отдел, это был мозг армии. К ним прислушивались генералы, то есть это была элита», – рассказывает Вера Сторожева, режиссер сериала «Шифр». – И они все оказались с волчьим билетом, все со своими необыкновенными способностями, когда к ним все прислушивались, они в мирное время оказались никому не нужны».
Мастер полного метра Вера Сторожева дала установку сразу: работаем как в кино. Каждый кадр «Шифра» «вычищали» под эпоху 50-х: мебель, костюмы, прически. И даже такие детали, как манера письма. Актриса Марьяна Спивак переучивалась по настоянию режиссера: «Она говорит, ты что, левша? Да, левша, я привыкла, меня спрашивают. Этого не может быть! Потому что учительница в советское время, математик, тем более, мне всегда приходилось что-то писать».
Пришлось научиться выводить формулы правой рукой. Аналитический склад ума или феноменальная память, поразительная наблюдательность – у каждой героини особый талант, который они стремятся применить в мирное время, мешая или помогая следователю.
«У него есть устоявшиеся правила, ощущения, законы, и вдруг они нарушаются вот этими четырьмя обворожительными совершенно девчонками. Конечно, он что-то корректирует, что-то у него ломается, трещит в его сознании», – описывает своего персонажа Проскурина заслуженный артист России Сергей Пускепалис.
Ведь девушки абсолютно нестандартно подходят к поиску преступника. Для них расследование – будто логическая задача со множеством переменных.
«Шифр – это как шифр убийства, и его надо расшифровать», – считает Вера Сторожева. И кто первым подберет ключ к разгадке, они или Уголовный розыск? Ведь в этом деле зашифрована судьба одной из них.