Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
2 апреля 2019, 18:23

2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Возможность понять, принять и помочь тем, кто беззащитен перед окружающим миром. Необыкновенные, ранимые, тонкие. Они часто закрываются даже от самых близких. Аутизм поддается коррекции, с ним можно быть самостоятельным. Но для преодоления нужны любовь, терпение и грамотный подход. 

Обычная домашняя съемка, если не знать, что Влад — особенный ребенок. Еще в раннем детстве мама стала замечать, что он ведет себя очень странно.

«Утром он выходит, проходит мимо меня, абсолютно не глядя, не замечая. Садится в песочницу и начинает пересыпать песок. И он может так сидеть весь день. Его зовешь, а он не реагирует никак вообще», — рассказывает Елена Вдовина.

Елена звала Влада по имени с расстояния двух метров, папа подводил его за руку, а мама обнимала и целовала. И так сотни, тысячи раз, пока у ребенка не появилась потребность в родительской ласке. Через год, услышав свое имя, Влад прибегал маме из другой комнаты. Это была маленькая, но настоящая победа родительской любви. И так учились всему шаг за шагом. Сегодня Влад ходит в обычную школу и во многом опережает сверстников.

Мама Андрея Демина тоже могла бы защитить диссертацию по родительской любви и терпению. Но ее сын в свои 30 лет почти не разговаривает, не может ответить на телефонный звонок. Мама научила сына рисовать, и картины Андрея — это все, что мы знаем о его внутреннем мире.

«Он ко мне приходит и смотрит просящими глазами: «Ну, давай, спроси меня, чего мне надо». А я не знаю, что я должна у него спросить», — рассказывает Светлана Демина.

Никто не знает, откуда берутся эти цвета и образы. Но его картины висят в выставочных залах, их хвалят профессиональные художники, а за некоторые работы любители живописи платят по 30 тысяч рублей. Но мать думает только об одном: что с Андреем будет дальше?

Больше всего она боится, что ее сын попадет в психоневрологический интернат. Она очень надеется, что в России примут закон о распределенной опеке. Тогда у Андрея появится шанс, что над ним возьмет шефство один из фондов, где умеют работать с людьми с аутизмом.

«Ни один человек с аутизмом не заслуживает изоляции, сегрегации и отправки в гетто. Мы их очень часто отталкиваем и боимся, потому что не понимаем», — говорит руководитель фонда «Выход» Авдотья Смирнова.

Маргарита Полисская работает с особенными детьми уже восемь лет и до сих пор учится понимать их.

«У них такие же нужды, как у всех. Они хотят, чтобы их принимали, хотят работать, хотят жить в своем доме, хотят дружить со своими друзьями, но то, что нам дается легко, им дается сложно», — отмечает руководитель мастерской «Мастера и Маргарита» Маргарита Полисская.

Самое сложное — это научиться принимать самостоятельные решения. Самому сесть в автобус, самому приготовить ужин или хотя бы позвонить в скорую помощь. Мечта Маргариты открыть пекарню, где все ученики могли бы работать: «У нас же не бывает выпускного. Если бы я работала в обычной школе, я бы их довела до средней школы и выпустила. А тут такая история, что если мы ничего не придумаем, то мне их некуда выпускать».

Освоить профессию и начать самостоятельную жизнь. Это обыкновенное человеческое желание, а для многих людей с аутизмом — заветная мечта. Ольга Орлова сама ходит в школу танца, учится на швею и даже сделала для своего ансамбля сценические костюмы. В них танцоры выходят на сцену и встречаются глазами со зрителями. Для людей с аутизмом это почти подвиг.

Но Ольга мечтает не о подвигах и не о славе, а простом человеческом счастье, которое понятно всем: «Цель — чтобы кого-то найти и жить как все, отдельно, чтобы семья была, все. Вот это мечта».

Читайте также: