Госдума приняла в первом чтении законопроект о введении инвестиционных квот на добычу краба
Мутный бизнес и миллиарды, которые проплывают мимо бюджета. Навести порядок в сфере ловли краба — цель законопроекта, который Госдума приняла в первом чтении. Половину квот будут распределять через прозрачную систему аукционов.
Еще одна задача — обновить флот. Сейчас на суда, которые выходят на промысел, без слез не взглянешь. Ржавые посудины. В среднем им по 30 лет. По новому законопроекту победители торгов должны будут взять на себя обязательства по строительству судов. Их характеристики пропишут отдельно. Есть разные проекты. Главное — надежность. Например, такое судно. На корме — гидравлический манипулятор, чтобы поднимать ловушки. Там же резервуары для улова.
Задача государственной важности — превратить теневой клуб магнатов в отрасль, которая станет приносить прибыль в бюджет и деликатесы на российские прилавки.
Новый законопроект — большая реформа крабового рынка в стране, который захватили монополисты. Сейчас действует так называемый исторический принцип: тот, кто раньше ловил, тот и продолжает. Предлагается ввести новый вид квот на добычу деликатеса — инвестиционный. Это поможет навести порядок в сверхприбыльной отрасли.
«10 всего бенефициаров получают чистой прибыли более 50 миллиардов в год. Но государство на сегодняшний день получает за этот колоссальный ценный ресурс меньше одного процента. Ситуацию нужно менять, поэтому 50% квот на вылов краба этим законопроектом предлагается вывести на аукцион», — рассказал председатель комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.
Все квоты на вылов краба в клешнях дюжины предпринимателей, которых прозвали «крабовые короли». Почти половина из них постоянно проживают за границей. Геннадий Миргородский контролирует 100% добычи крабов в Северном бассейне, на Дальнем Востоке львиная доля рынка у Олега Кана, Валерий Шегнагаев и Александр Передня в год ловят семь тысяч тонн краба в Приморье. Их компании с многомиллиардным оборотом носит скромное название — рыболовецкий колхоз «Восток 1».
Дело добровольное превратилось в уголовное, когда следователи заподозрили рыбопромышленников в уклонении от уплаты таможенных платежей в особо крупном размере. Подобные схемы, заявляют правоохранители, на Дальнем Востоке частое явление.
На оптовых рынках Японии и Южной Кореи в среднем краб стоит 32-35 долларов за килограмм. Но при вывозе товара за границу крабопромышленники нередко подделывают документы и занижают стоимость товара на таможне в два, а то и в три раза. Если посчитать, то при квоте на вылов одной тысячи тонн краба около миллиарда рублей не возвращается в Россию, а оседает в офшорах. Именно так компании уходят от налогов.
В открытых источниках, в частности на сайте агентства «Блумберг», мы обнаружили, что Шегнагаев не только председатель колхоза, но и вместе с сыном Владиславом руководит крупной компании в США, которая как раз скупает краба из Японского моря и работает в одной из крупнейших офшорных зон в мире — на Виргинских островах. Удобно, если нужно спрятать деньги.
78-летний долларовый миллионер Шегнагаев недалеко от своего офиса в Сиэтле имеет сразу несколько особняков. В этом дворце с огромным садом есть крытый бассейн, семь ванных комнат, девять спален. А вот впервые за долгие годы колхоз во Владивосток увидел вживую своего председателя. Тот прилетел через Тихий океан, чтобы с бокалом красного поблагодарить за выручку.
К кому именно придут успехи — Шегногаев не уточнил. Добывать краба приходиться на ржавых судах, закупленных по дешевке, японского и американского производства. Почти всем больше 30 лет — примерно такой средний возраст у всего флота в отрасли.
Шесть лет назад в колхозе потерпела крушение шхуна «Шанс-101. Тела 16 членов экипажа так и не нашли. Всю вину пытались возложить на капитана, но из-за его смерти уголовное дело закрыли. Впрочем, выжившие моряки жаловались именно на технические проблемы. Они даже не могли позвать на помощь. А это последнее видео, снятое экипажем другого судна, «Восток». В прошлом году во время добычи краба оно ушло ко дну. Сейчас идет следствие.
«Нам надо в первую очередь ответить, почему те, кто владеет этим бизнесом, живут за пределами Российской Федерации, не вкладывают в его развитие, почему суда ветхие, а заработные платы тех, кто работает в этой отрасли, очень и очень низкие. Если мы на эти вопросы с вами ответим, тогда все встанет на свои места», — сказал председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин.
В первом чтении депутаты поддержали законопроект, который должен сделать безопасной работу экипажей. Новые игроки на рынке возьмут на себя обязательства по строительству судов. По подсчетам, в ближайшие годы их появится около сорока. Причем они будут созданы на отечественных верфях.
Крабовые аукционы принесут в казну свыше 80 миллиардов рублей — это примерно бюджет крупного региона России.