Реализацию нацпроекта «Здравоохранение» Владимир Путин обсудил с вице-премьером Татьяной Голиковой
Татьяна Голикова отвечает в правительстве за социальный блок. Государство выделяет на медицину огромные деньги, строятся современные центры, оснащенные новейшим оборудованием, но проблем в отрасли еще много.
На первый план выходит острая нехватка специалистов в первичном звене, а также невысокие зарплаты медиков в ряде регионов. Одна из причин – нестыковки в деятельности разных уровней власти. Федеральный центр принимает необходимые законы и выделяет средства, а местные власти, получив деньги, направляют их на другие, как они полагают, более важные цели. В результате – первичное звено здравоохранения приходит в упадок. Вопрос обсуждали на «Прямой линии» с президентом.
О размере зарплаты отоларинголога из Мурманска во время «Прямой линии» с президентом узнала вся страна. Конечно, в регионе после эфира прошла проверка, даже уволили заместителя губернатора. Но это не единичный случай. Президент называет причины, почему далеко не везде медики получают достойные зарплаты: «У нас происходит какой-то разрыв между усилиями, предпринимаемыми из федерального центра, хорошим, позитивным эффектом, и тем, что происходит после этого. Разрыв между различными уровнями управления. Слава богу, у нас в законе отражено теперь, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума, 11 280 сейчас, но платят меньше, что удивительно. Значит, даже этого законодательного закрепления, этой законодательной нормы, которая сейчас функционирует, недостаточно. Я знаю, о чем идет речь, там неполный рабочий день и так далее, но это как-то обходят на местах. Это проблема: разрыв между уровнями управления. Вторая проблема, что законодательно у нас прописаны, но не исполняются на практике принятые решения».
Бывает, что во время подобных встреч президент слушает доклад и задает вопросы, но на этот раз Владимир Путин сам начинает с подробного анализа проблем и напоминает, медицина уже давно стала приоритетом, но размер зарплат медиков все равно оставляет желать лучшего: «Смотрите, что у нас было в 2005-2007 годах: мы тогда не только занимались реконструкцией и капитальными ремонтами и оборудованием, но мы и на заработную плату медицинских работников обратили внимание. И тогда доплачивали врачам, специалистам в первичном звене плюс 10 тысяч, среднему медицинскому персоналу, медсестрам плюс пять тысяч. Где теперь эти зарплаты? Где эти деньги в этой "первичке"? Чтобы привлечь в первичное звено здравоохранения людей, специалистов, а там не хватает именно специалистов, нам нужно предпринять ряд энергичных шагов сейчас и в уровне заработной платы, нужно обязательно поговорить по обеспечению жильем сотрудников здравоохранения, врачей и специалистов, да и средний медперсонал».
Но пока именно из-за низких окладов медики уходят в частные клиники или вообще не работают по специальности. Татьяна Голикова подтверждает, проблема дефицита кадров есть, и она очень серьезная. В государственной медицине не хватает 25 тысяч врачей и 130 тысяч фельдшеров и медсестер.
«Есть "дорожная карта", которая разработана по кадрам в рамках национального проекта "Здравоохранение", и предполагается, что в 2019 году количество врачей, которое должно прийти в лечебные учреждения, это 8,5 тысячи, среднего медицинского персонала – 23 тысячи», – сообщила Татьяна Голикова.
Государство выделяет на нацпроект «Здравоохранение» гигантские средства. Строятся медцентры, закупается оборудование, но чтобы эти усилия не были напрасными, должно слаженно работать первичное звено. Именно участковые врачи должны вовремя и правильно ставить диагнозы и не допускать осложнений.
Как сообщила Татьяна Голикова, к концу года в стране будет три тысячи бережливых поликлиник, удобных для пациентов и врачей. Таких, как детская в Тамбове. Но далеко не везде могут похвастаться таким комфортом. По данным вице-премьера, 2,5 тысячи поликлиник нуждаются в ремонте. А во время подготовки к диспансеризации выяснилось, что во многих регионах осмотр невозможно провести в одном месте из-за нехватки современного оборудования. А бегать по разным поликлиникам неудобно.
«Первичное звено вызывает неудовлетворение нашего населения, поскольку это та зона здравоохранения, где в первую очередь человек касается системы здравоохранения», – считает Татьяна Голикова.
«Конечно, в эти специализированные центры люди идут, нуждаются в помощи и поддержке, но все-таки основное, основная часть людей, основная часть населения, миллионы людей, они идут, прежде всего, в первичное звено здравоохранения, в эти поликлиники районные, кстати говоря, в межрайонные поликлиники и больницы. У нас до 2024 года предусмотрены солидные деньги – триллион 367 миллиардов рублей. До 24-го года. Из них 49 миллиардов рублей на первичное звено здравоохранения», – ответил Владимир Путин.
Среди прочего, деньги пойдут на новые фельдешерско-акушерские пункты, чтобы первую помощь можно было получить в самых отдаленных уголках страны. В этом году откроют 390 ФАПов, в следующем 1200, но чтобы в этих пунктах не было проблем с зарплатами и кадрами, нужна настройка или модернизация всего первичного звена. Предложения уже готовятся.
«Они в первую очередь должны коснуться человека, доктора, медицинской сестры, которая работает в сельском населенном пункте, в малом городе и других населенных пунктах, а потом уже и инфраструктуры, или параллельно и то, и другое», – предложила Татьяна Голикова.
«Давайте весь этот комплекс вопросов еще раз обсудим и вернемся к нему. Потому что мы ставили задачу, чтобы врачи 200% получали от среднего по экономике региона, и в некоторых лечебных заведениях так и есть. Но основная масса этого не чувствует. Вот что беспокоит. И тогда нам не удастся достичь тех целей, о которых мы сейчас сказали», – считает Владимир Путин.
Предложения по модернизации первичного звена президент ждет к началу августа. Если потребуется увеличить расходы на поликлиники и фельдшерские пункты, эту статью заложат в проект бюджета на будущий год. Работа над финансовым планом начнется осенью.