Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
10 октября 2019, 18:32

Здания, построенные архитектором Антонио Ринальди, реставрируют в Ораниенбауме

Гениальный итальянец, который свою творческую родину нашел в России. «Сеньор Ринальди из Рима» — выставка с таким названием сегодня открылась в Ораниенбауме. Именно там знаменитый архитектор в полной мере раскрыл свой талант — создавал шедевры по заказу русского императорского двора. Как их реставрируют, сегодня показали журналистам.

Солдаты караула XVIII века торжественно открывают ворота в прошлое. Прямо под ними на глубине около метра еще хранятся остатки вымощенной булыжником дороги на плац, где Петр III так любил устраивать смотры своих потешных полков. Почетные ворота — это все сохранилось от гигантской крепости Петерштадт.

«Хоть это была и потешная крепость, которую Петр III сделал для своих военных игр, но крепость была самая настоящая, она могла даже выдержать осаду», — рассказывает член клуба исторической реконструкции Дмитрий Леин.

Годами эти кованые ворота пылились в хранилище. А в руинах каменной надстройки едва угадывалась рука великого Ринальди. 1757-й — дата на позолоченном флюгере — это начало и создания Потешной крепости, и творений Антонио Ринальди в России. Лучшие из которых он создал уже при Екатерине II.

«Ей безумно нравился Антонио Ринальди. Здесь начинается совершенно другая жизнь, светская, легкая, яркая. Здесь уже больше нет маневров, здесь больше нет солдат», — рассказывает генеральный директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая.

Своей большой гордостью Екатерина Великая называла «Летнюю горку для полетов». До наших дней она не сохранилась, но историки по чертежам сделали ее виртуальную реконструкцию. На эту горку императрица зазывала всех именитых гостей. Павильон, где приходили в себя после спуска, стоит и поныне. Реставраторы обещают вернуть былое великолепие не только его фасадам. Через несколько лет внутри снова засверкают и знаменитые полы Ринальди.

«До Ринальди в России технологию искусственного мрамора не знали, тем более такого сложного рисунка. Очень тонкий рисунок. Можно сказать, что это одновременно произведение живописи в этом материале», — сказал главный архитектор ГМЗ «Петергоф» Сергей Павлов.

Сантиметр за сантиметром уже несколько месяцев аккуратно постукивают по паркету Китайского дворца. Чуткий слух реставратора точно определит, какая из десятков тысяч деталей нуждается в очистке, а порой в замене. Задача от Ринальди непростая — свое панно он собирал из разных пород дерева. Долгая, кропотливая работа, но реставраторы уверяют: все могло быть намного хуже. Дворцовые пригороды Ленинграда в годы войны чуть было полностью не разрушили.

Это кажется невероятным, но Китайский дворец в годы Великой Отечественной войны практически не пострадал. Единственный снаряд попал в дымоход розового камина. Его, впрочем, уже восстановили. Нетронутые войной залы Китайского дворца повредила погода. Свой дворец итальянец Ринальди задумывал как летний, но не учел сурового зимнего климата. Наледь и холод разрушали изящные стены дворца. И теперь реставраторы возвращают облик залам, которыми когда-то восхищалась императрица.

Читайте также: